Принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную означает, что каждая из властей действует самостоятельно и не вмешивается в полномочия другой. При его последовательном проведении в жизнь исключается всякая возможность присвоения той или иной властью полномочий другой. Принцип разделения властей становится жизнеспособным.
Система сдержек и противовесов предотвращает возвышение одной власти над другими, сводит к минимуму ошибки в управлении, повышает его эффективность. Она успешно действует только в условиях стабильности общества и предполагает достаточно высокую политическую культуру представителей всех ветвей власти, умение сотрудничать между собой и находить компромиссы. Чего так не хватает в нашем сравнительно молодом демократическом государстве.
Наряду с горизонтальным разделением властей в федеративных государствах существует и вертикальное разделение властей. В США это власть федеральная и власти штатов, при безусловном приоритете Конституции США и федеральных законов.
Сложная обстановка перехода к рыночной экономике и острая социальная напряженность обусловили тот факт, что в Российской Федерации в качестве формы правления установлена президентская республика, но обладающая по сравнению с традиционными президентскими республиками рядом особенностей.
Во-первых, наряду с признаками президентской республики (это, в частности, контроль Президента за деятельностью Правительства) данная форма имеет (правда, незначительные) элементы парламентарной республики, состоящие в том, что Государственная Дума может выразить недоверие Правительству (хотя решать его судьбу и в этом случае будет Президент).
Во-вторых, налицо дисбаланс между законодательной и президентской властью, существенный перевес последней, что в какой-то мере нарушает необходимое равновесие и устойчивость государственной власти в целом.
В-третьих, уникальность России как федерации не может быть отраженной в механизме государственной власти, особенно с учетом того, что в ряде ее республик также существует институт президентства.
Президент РФ обладает широкими полномочиями - представительскими, правотворческими, управленческими, чрезвычайными и т.д. в сфере внутренних и международных отношений, государственной безопасности и обороны. По сути дела, в стране действует два аппарата исполнительной власти - президентский и правительственный, но это, к сожалению, не делает их работу достаточно эффективной.
Организации в системе информационного права
К субъектам информационного права относятся и организации. Правовое положение организаций в информационной сфере определяется Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», а также другими законодательными актами Российской Федерации. В соответствии с данным Законо ...
Понятие и содержание функций государства
В юридической науке под функциями государства принято понимать основные направления его деятельности, в которых выражаются сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и методах. Следует, однако, отметить, что современной юридической наук ...
Определение правовой карты мира
Для всех существующих на земном шаре национальных правовых систем в компаративистской литературе употребляются термины «правовая карта мира» (В.А. Туманов), «юридическая география мира» (В. Кнапп), «сообщество» правовых систем (Ж. Сталев) и т.д. Названные термины охватывают национальные правовые си ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).