Право и закон » Досрочное прекращение права пользования недрами » Анализ института досрочного прекращения права пользования недрами

Анализ института досрочного прекращения права пользования недрами

Страница 1

В мотивировочной части Определения 1862-О-О от 21.12.2011 года Конституционный Суд Российской Федерации анализирует нормы, закреплённые в статьях 20 и 21 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1 , посвящённые регулированию института досрочного прекращения права пользования недрами. Для наиболее полного анализа данного Определения необходимо более подробно рассмотреть институт досрочного прекращения права пользования недрами.

Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах»: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью». Статья 11 вышеупомянутого закона устанавливает обязательный порядок лицензирования деятельности непосредственно связанной с пользованием недрами. При помощи лицензирования государство получает возможность осуществлять контроль над деятельностью недропользователя и за добросовестным исполнением им своих обязанностей. Порядок выдачи лицензий регулируется «Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» утверждённым Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315 (далее Административный регламент). Анализ некоторых положений данного акта будет дан позднее в рамках анализа порядка обжалования решений о досрочном прекращении права пользования недрами. Таким образом, законодательство, посвящённое недропользованию в Российской Федерации, в первую очередь, защищает публичный интерес.

Этот момент является чрезвычайно важным для понимания правовой основы недропользования вообще и института досрочного прекращения права пользования недрами в частности. В одной из своих работ М.В. Дудиков пишет: «По данным научных источников, продукция горной промышленности лежит в основе почти 97% получаемой электрической и тепловой энергии <*>. Следовательно, процесс рационального и комплексного недропользования существенно влияет на промышленный потенциал государства и обеспечивает его экономическую и сырьевую безопасность, что, в свою очередь, влияет на функционирование энергетической системы страны» . Такие данные дают нам понять, что законодательство, несомненно, нуждается в инструментах, с помощью которых государство сможет воздействовать на недропользователя в целях соблюдения условий пользования участками недр.

Таким инструментом как раз и является институт досрочного прекращения пользования права пользования недрами. В отличие от штрафов, суммы которых могут постоянно выплачиваться из получаемой недропользователем прибыли, данный институт ставит под угрозу изъятия сам источник прибыли и наилучшим образом способствует соблюдению установленных условий и правил.

Статья 20 Закона Российской Федерации «О недрах» предусматривает перечень оснований, согласно которым право пользования участком недр может быть прекращено досрочно. Представляется необходимым считать данный перечень закрытым, поскольку недропользователь должен осознавать какие его действия могут привести к досрочному прекращению права, в противном случае государственные органы, осуществляющие контроль в сфере недропользования могут прекращать право пользования недрами произвольно. Однако в статье 20 есть положение, согласно которому условия досрочного прекращения права пользования недрами могут быть установлены соглашением о разделе продукции. Пункт 1 статьи 21 Федерального Закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ гласит: «Действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания соглашения». С учётом положений пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Федерального Закона, можно заключить, что прекращение соглашения о разделе продукции влечёт за собой одновременное прекращение права пользования участком недр. Таким образом, перечень, закреплённый в статье 20 Закона Российской Федерации «О недрах» для лиц действующих в рамках соглашения о разделе продукции может быть дополнен основаниями, которые содержатся в тексте такого соглашения. Для иных лиц, осуществляющих пользование недрами, данный перечень является закрытым.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Права авторов «служебных произведений»
Служебным считается произведение, созданное в порядке выполнения служебных обязанностей или трудового договора (контракта) между автором и работодателем (ст.1 Закона об авторском праве). Трудовой договор, согласно ст.24 Кодекса законов о труде (КЗоТ) Украины, заключается, как правило, в письменной ...

Классификация юридического процесса
Как отмечает О.Ф. Скакун юридический процесс можно классифицировать по различным основаниям: - по правовым формам деятельности государства (правотворческий, правоприменительный, контрольно-надзорный, праворазъяснительный и др ); - по предметным материальным нормам: законодательный процесс; избирате ...

Гражданско-правовая ответственность
Гражданско-правовая ответственность за нарушения земельного законодательства наступает независимо от привлечения виновных к другим видам ответственности. Возмещение вреда, причиненного в результате земельного правонарушения, по общему правилу производится добровольно либо по решению суда или арбитр ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru