Право и закон » Досрочное прекращение права пользования недрами » Анализ института досрочного прекращения права пользования недрами

Анализ института досрочного прекращения права пользования недрами

Страница 1

В мотивировочной части Определения 1862-О-О от 21.12.2011 года Конституционный Суд Российской Федерации анализирует нормы, закреплённые в статьях 20 и 21 Закона Российской Федерации «О недрах» от 21 февраля 1992 года № 2395-1 , посвящённые регулированию института досрочного прекращения права пользования недрами. Для наиболее полного анализа данного Определения необходимо более подробно рассмотреть институт досрочного прекращения права пользования недрами.

Согласно статье 1.2 Закона Российской Федерации «О недрах»: «Недра в границах территории Российской Федерации, включая подземное пространство и содержащиеся в недрах полезные ископаемые, энергетические и иные ресурсы, являются государственной собственностью». Статья 11 вышеупомянутого закона устанавливает обязательный порядок лицензирования деятельности непосредственно связанной с пользованием недрами. При помощи лицензирования государство получает возможность осуществлять контроль над деятельностью недропользователя и за добросовестным исполнением им своих обязанностей. Порядок выдачи лицензий регулируется «Административным регламентом Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр» утверждённым Приказом Минприроды РФ от 29.09.2009 N 315 (далее Административный регламент). Анализ некоторых положений данного акта будет дан позднее в рамках анализа порядка обжалования решений о досрочном прекращении права пользования недрами. Таким образом, законодательство, посвящённое недропользованию в Российской Федерации, в первую очередь, защищает публичный интерес.

Этот момент является чрезвычайно важным для понимания правовой основы недропользования вообще и института досрочного прекращения права пользования недрами в частности. В одной из своих работ М.В. Дудиков пишет: «По данным научных источников, продукция горной промышленности лежит в основе почти 97% получаемой электрической и тепловой энергии <*>. Следовательно, процесс рационального и комплексного недропользования существенно влияет на промышленный потенциал государства и обеспечивает его экономическую и сырьевую безопасность, что, в свою очередь, влияет на функционирование энергетической системы страны» . Такие данные дают нам понять, что законодательство, несомненно, нуждается в инструментах, с помощью которых государство сможет воздействовать на недропользователя в целях соблюдения условий пользования участками недр.

Таким инструментом как раз и является институт досрочного прекращения пользования права пользования недрами. В отличие от штрафов, суммы которых могут постоянно выплачиваться из получаемой недропользователем прибыли, данный институт ставит под угрозу изъятия сам источник прибыли и наилучшим образом способствует соблюдению установленных условий и правил.

Статья 20 Закона Российской Федерации «О недрах» предусматривает перечень оснований, согласно которым право пользования участком недр может быть прекращено досрочно. Представляется необходимым считать данный перечень закрытым, поскольку недропользователь должен осознавать какие его действия могут привести к досрочному прекращению права, в противном случае государственные органы, осуществляющие контроль в сфере недропользования могут прекращать право пользования недрами произвольно. Однако в статье 20 есть положение, согласно которому условия досрочного прекращения права пользования недрами могут быть установлены соглашением о разделе продукции. Пункт 1 статьи 21 Федерального Закона «О соглашениях о разделе продукции» от 30 декабря 1995 года № 225-ФЗ гласит: «Действие соглашения прекращается по истечении срока его действия или досрочно по согласованию сторон, а также по другим основаниям и в порядке, которые предусмотрены соглашением в соответствии с законодательством Российской Федерации, действующим на дату подписания соглашения». С учётом положений пункта 1 статьи 2 вышеуказанного Федерального Закона, можно заключить, что прекращение соглашения о разделе продукции влечёт за собой одновременное прекращение права пользования участком недр. Таким образом, перечень, закреплённый в статье 20 Закона Российской Федерации «О недрах» для лиц действующих в рамках соглашения о разделе продукции может быть дополнен основаниями, которые содержатся в тексте такого соглашения. Для иных лиц, осуществляющих пользование недрами, данный перечень является закрытым.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Гарантии охраны труда женщин и несовершеннолетних
Одним из наиболее важных средств обеспечения реализации права работника на охрану труда являются правовые гарантии. Без создания системы гарантий невозможно обеспечить беспрепятственное пользование правами. Для более полного уяснения вопроса обратимся к анализу понятия и сущности гарантий в целом. ...

Понятие общества. Развитие общества как первооснова функционирования государственно-правовых институтов
Чтобы выяснить природу государственно-правовых институтов необходимо разобраться в понятии общества как первоосновы, где только и могут функционировать государство и право. При первом приближении к понятию общества нельзя не сказать, что оно представляет собой определенную исторически сложившуюся ф ...

Американская модель профессионального спорта
Необходимо отметить наличие мощной правовой основы, на которой развивается профессиональный спорт США. Пожалуй, ни в одной другой стране мира не принималось столько правовых актов, связанных с профессиональным спортом. В США профессиональный спорт развивается по юридическим нормам, присущим прецеде ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru