Право и закон » Государственное управление в СССР в 1950-1960 гг » Органы управления социально-культурной сферой в СССР в 50-60 годы XX в

Органы управления социально-культурной сферой в СССР в 50-60 годы XX в

Страница 1

В понятие «социально-культурная сфера» входят: образование, наука, культура, охрана труда, социальное обеспечение, здравоохранение, физическая культура и спорт. В отличие от народного хозяйства большинство отраслей социально – культурной сферы первоначально было отнесено к самостоятельной компетенции республик. Поэтому после образования СССР федеральные органы для управления этой сферы созданы не были.

Становление административно-командной системы и связанная с ней централизация управления привели к постепенному ограничению самостоятельности союзных республик в решении вопросов социально-культурного строительства. Иногда это имело под собой серьезные объективные основания, но чаще всего диктовалось стремлением центра контролировать и регулировать все происходящие процессы. До начала Великой Отечественной войны федеральные органы управления были образованы для науки, высшего и среднего профессионального образования, культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта. В послевоенный период и для руководства школьным образованием создается федеральный орган управления – союзно-республиканское Министерство просвещения (1966). Лишь органы социального обеспечения на всем протяжении существования СССР оставались республиканским ведомством.

В 1920-х годах Наркомат просвещения был многопрофильным ведомством. Помимо образования в его ведении находились наука, издательское дело, искусство, политико-просветительная работа и т.д.

Из ведения Наркомпроса были изъяты научные учреждения (1925-1926), кинематография (1929), радиовещание (1933), учреждения искусства (1936), издательское дело (1949), профессиональное образование.

В 1946 Всесоюзный комитет по делам высшей школы и Главное управление трудовых резервов преобразуются соответственно в Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов. Эта реорганизация сопровождалась передачей в непосредственное ведение Министерства высшего образования СССР более 300 вузов, находившихся до этого в административном подчинении различных министерств и ведомств.

В марте 1953 года Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов вошли в состав Министерства культуры. В марте 1954 года они были вновь восстановлены как самостоятельные ведомства. В 1959 году Министерство высшего образования переименовывается в Министерство высшего и среднего специального образования, а Главное управление трудовых резервов (под таким названием оно выделилось в 1954 г. из Министерства культуры) – в Госкомитет по профессионально-техническому образованию. Оба ведомства с 1954 года имели статус союзно-республиканского органа. В 1966 году такой же статус получило Министерство просвещения, являвшееся до этого республиканским ведомством.

Первый специальный орган управления наукой – Комитет по заведованию учеными и учебными учреждениями функционировал с 1926 по 1938 г. Однако централизованная система руководства наукой в СССР не сложилась. Причины этого заключались в организации самой науки, существовавшей в трех организационно – правовых формах: академическая наука, представленная Академией наук СССР, ее институтами, отделениями и филиалами, а так же республиканскими академиями наук, находилась в ведении правительства СССР и правительств союзных республик; отраслевая наука – система отраслевых научно – исследовательских институтов и отраслевых академий (Академия педагогических наук, Академия медицинских наук, Академия сельскохозяйственных наук и т.д.) – в ведении государственных органов, осуществлявших управление соответствующими вузами.

С целью координации научных работ в масштабах страны, преодоления ведомственной разобщенности и выработки единой научно – технической политики в 1965 г. был образован общесоюзный Государственный комитет по науки и технике.

В первые годы существования Советского государства управление культурой находилось в ведении Наркомата просвещения.

После войны органы управления культурой и искусством не однократно подвергались реорганизациям. В 1953 году шесть ведомств этой отрасли (Комитет по делам искусств, Министерство кинематографии, Комитет радиоинформации, Комитет радиовещания, Совинформбюро и Главное управление полиграфической промышленности, издательств и книжной торговли) и два образовательных ведомства (Министерство высшего образования и Министерство трудовых резервов) слились в союзно-республиканское Министерство культуры. В таком виде это министерство просуществовало недолго. В 1954 году из него выделились образовательные ведомства. Дальнейшая реорганизация Министерства культуры велась по двум направлениям:

1) расширение прав союзных республик, в ведение одноименных министерств, которых было передано большое число учреждений культуры,

2) создание самостоятельных федеральных органов для управления отдельными подотраслями.

В 1957 году создается Госкомитет по радиовещанию и телевидению, переименованный в 1959 году в Госкомитет по телевидению и радиовещанию, в 1963 году – Госкомитет по кинематографии и Госкомитет по печати.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Основные виды и сферы международного страхования
Классификация: 1)По форме организации Государственное Акционерное Взаимное 2)По форме проведения Обязательное (в силу закона) Добровольное(по договору) 3) По отрасли Личное(страхуется жизнь здоровье трудоспособность человека) Страхование жизни Страхование от несчастного случая Имущественное Страхов ...

Теоритические аспекты административно-правовой нормы
В глубокой древности складывались представления о нормах жизни, об одобряемом и порицаемом поведении. Мифология давала членам племени общие представления о надлежащем и запрещенном (например, запрещалось убийство членов данного клана, людоедство и т.п.). Нарушители подвергались суровым карам (избие ...

Понятие и содержание правоспособности
Поскольку правовое регулирование есть наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность. Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru