Право и закон » Судебная власть в Российской Федерации » Конституционные принципы осуществления правосудия

Конституционные принципы осуществления правосудия

Страница 3

Все выше сказанное позволяет говорить о глубоком отрыве законодателей от реалий судебной практики при принятии многих законов о судопроизводстве: «Кстати, мнения судей при составлении проектов кодексов никто не спрашивал. Тот факт, что судьям всех инстанций вновь придется применять такие же чугунные и неэффективные новые кодексы, депутатами и лицами, занимающимися законопроектной деятельностью, полностью игнорируется». А это в свою очередь приводит к правовому нигилизму населения. «Право потеряло нравственную базу, иссякает его поддержка населением. Этому всячески способствуют остальные ветви власти: декларируя идеи о необходимости соблюдения прав человека, на самом деле равнодушно самоустранились от процесса создания эффективной и независимой судебной системы в России». Президент РФ В. Путин так же отмечает «… достаточная законодательная база, обеспечивающая осуществление быстрого, полного, справедливого, гуманного, неотвратимого правосудия, еще не создана. Суды ждут появления Уголовно-процессуального (введен в действие только 18 декабря 2001 г) и Гражданского процессуального кодексов, неотложность принятия которых очевидна.». Об этой проблеме говорит и Председатель Верховного Суда РФ, доцент В.Лебедев: - «Их отсутствие (новых законов) не позволяет в полной мере реализовать заложенный в Конституции РФ потенциал судебной власти по осуществлению правосудия, обеспечению к нему доступа граждан, судебной защите их прав».

Поэтому так важно для эффективного осуществления правосудия, принятие законодательной властью жизненно важных законопроектов в реальные сроки, без свойственной российской бюрократии волокиты. И этому бы способствовало принятие нормативного акта, согласно которого для принятия законопроектов раскрывающих положения Конституции был бы отведен реальный промежуток времени и назначены конкретные исполнители. А в случае превышение срока, отведенного на законотворческий процесс нерадивых исполнителей можно было привлечь к реальной ответственности – например, лишения занимаемой должности, без права переизбрания или прекращения депутатских полномочий – отзыв избирателями. Отсутствие такого нормативного акта позволяет законодателям годами не принимать важных законов, и в то же время тратить деньги налогоплательщиков и драгоценное время на принятие популистских постановлений, например на переименование города Волгограда, в Сталинград, или возвращение памятника Дзержинскому на площадь перед Лубянкой.

Необходимо отметить, что правовая регламентация судопроизводства не исчерпывается только лишь процессуальным законодательством. Целый ряд организационных институтов, судебных действий, входящих в круг судебной деятельности и обеспечивающих отправление правосудия, регулируется также подзаконными актами: Положением о порядке исполнения судебных решений, инструкциями по делопроизводству, инструкциями о порядке сохранения вещественных доказательств и т.п.

Сказанное выше позволяет дать следующее определение: правосудие – это осуществляемая в процессуальном порядке деятельность судов по рассмотрению гражданских, уголовных и арбитражных дел в судебном заседании, их законному, обоснованному и справедливому разрешению при неуклонном соблюдении Конституции и законов Российской Федерации.

Итак, Конституция, федеральное конституционное законодательство закладывают основы правосудия, как главного полномочия судебной власти, выражающегося в осуществлении судом подзаконной правоохранительной и правозащитной деятельности по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях гражданских и уголовных дел на основе неуклонного соблюдения требований закона и установленного им процессуального порядка, обеспечивающих законность, обоснованность, объективность, справедливость и общеобязательность судебных решений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Принципы построения муниципальных бюджетов
В основе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лежат определенные исходные начала – принципы, отражающие специфику данного вида государственной деятельности. В юридической науке под принципами принято понимать закрепленные в законодательстве основополагающие руководящие на ...

Порядок изменения Конституции Российской Федерации
В Конституции закреплены гарантии ее стабильности, неизменности, которые выражаются в усложненном порядке ее изменения. Порядок внесения конституционных поправок и пересмотра Конституции Российской Федерации установлен в гл. 9 Конституции. Кроме того, порядок принятия и вступления в силу поправок к ...

Становление законодательной власти
История образования Законодательного Собрания Вологодской области восходит к деятельности Вологодского областного Совета народных депутатов. 29 марта 1990 года, на первой сессии 21-го созыва областного Совета был принят курс на проведение реформы системы государственной власти. Сам областной Совет ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru