Право и закон » Судебная власть в Российской Федерации » Конституционные принципы осуществления правосудия

Конституционные принципы осуществления правосудия

Страница 7

Принцип осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом, основан в соответствии с ч. 1 ст. 19 Конституции РФ. В ч. 2 указанной статьи приведенное положение раскрыто и конкретизировано. Его сущность состоит в том, что равенство прав и свобод человека и гражданина гарантируется независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, других обстоятельств. В соответствии с Законом о судебной системе (ч. 2 ст. 7) суд не отдает предпочтения участвующим лицам также в зависимости от их государственной, социальной, политической принадлежности, места рождения и по другим не предусмотренным законом основаниям.

Установленное ст. 19 Конституции РФ положение о равенстве всех перед законом и судом базируется на рекомендациях, содержащихся в ст. 7 и 8 Всеобщей декларации прав человека.

Данный принцип в полной мере распространяется на правосудие и уголовное судопроизводство, действуя не только в судебном разбирательстве, но и в других стадиях уголовного процесса. Следовательно, равенство граждан распространяется на отношения гражданина не только с судом, но и с лицом, производящим дознание, следователем, прокурором.

Как отмечают авторы учебника ''Правоохранительные органы'': «…Принцип равенства граждан перед законом и судом действует одновременно с положением о едином суде и единстве права. Положение о едином суде означает, что в государстве нет судов, предоставляющих привилегии определенным лицам либо основанных на дискриминации. Установленная Конституцией и Законом о судебной системе последняя (судебная система) является единой: для всех граждан имеются одни и те же суды. Положение о единстве права также представляет собой одно из требования подлинного демократизма. Оно означает единство законодательства, применение единой системы права в правосудии».

Но все же следует признать, что в отступление от общих правил в действующем законодательстве установлен ряд положений, которыми предусмотрен особый порядок привлечения к уголовной ответственности самих судей, прокурорских работников, депутатов и некоторых других должностных лиц. Но он (особый порядок) преследует цель не установления привилегий для тех или иных лиц, а создания гарантий для успешного осуществления их деятельности (например, судейской), ограждения от искусственного создания препятствий к исполнению ими служебных обязанностей. Но в случае привлечения указанных лиц к ответственности они наделяются обычными процессуальными правами того или иного субъекта (обвиняемого, подсудимого и т.п.).

Установление особого порядка возбуждения дела и привлечения к ответственности например, судей, было объектом критики печати и даже – предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ, который, в частности, отметил, что: « … Судейская неприкосновенность является определенным исключением из принципа равенства всех перед законом и судом (ст. 19, ч. 1, Конституции РФ) и по своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности (ст. 22 Конституции РФ). Это обусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и его профессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечить ему дополнительные гарантии надлежащего осуществления деятельности по отправлению правосудия. Конституционное положение о неприкосновенности судьи, закрепляющее один из существенных элементов статуса судьи и важнейшую гарантию его профессиональной деятельности, направлено на обеспечение основ конституционного строя, связанных с разделением властей, самостоятельностью и независимостью судебной власти (статьи 10 и 120 Конституции РФ). Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина, занимающего должность судьи, а средством защиты публичных интересов, и прежде всего интересов правосудия».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12

Смотрите также:

Речь защитника и иных участников стороны защиты
Речь защитника по своему содержанию включает в себя изложение мнения защиты по тем же вопросам, которые анализируются в речи государственного обвинителя. В соответствии с ч.1 ст. 51 УПК РФ все разрешаемые в суде вопросы рассматриваются защитником в его речи под углом зрения интересов подсудимого. В ...

Обязанность в письменной форме уведомить регистрирующий орган
Каким образом действующее законодательство гарантирует права кредиторов реорганизуемого лица? ГК РФ посвящает данному вопросу ст. 60 и к основным гарантиям относит обязанность юридического лица в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в течение трех рабочи ...

Понятие и виды выборов. Государственная автоматизированная система «выборы»
В демократическом обществе и государстве важнейшее значение имеет выборный путь реализации народовластия. Демократические свободные выборы в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления Российской Федерации являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2022 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru