Право и закон » Судебная власть в Российской Федерации » Гарантии независимости судебной власти

Гарантии независимости судебной власти

Страница 5

Всероссийский съезд судей, а в период между съездами – совет судей РФ, избираемый Всероссийским съездом судей;

Собрания судей Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ;

Съезды (конференции) судей республик в составе России, краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области и автономных округов, военных округов, арбитражных судов, а в период между съездами - избираемые ими советы судей.

Всероссийский съезд судей формирует Высшую квалификационную коллегию судей РФ.

Органы судейского сообщества, как установлено Законом; компетентны: обсуждать вопросы судебной практики и совершенствования законодательства; проводить общественную экспертизу проектов нормативных актов по вопросам деятельности судов и статуса судей; рассматривать актуальные проблему работы судов, их кадрового, организационного и ресурсного обеспечения, правового и социального положения судей; представлять интересы судей в государственных органах. Свою компетенцию по перечисленным вопросам эти органы реализуют при неукоснительном соблюдении принципа независимости судей и невмешательства в судебную деятельность. Организационную деятельность органов судейского сообщества согласно Закону о судебной системе обеспечивает Судебный департамент при Верховном Суде РФ и входящие в его систему органы (ст. 31).

Средством обеспечения независимости судей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст. 15 Закона о судебной системе). Несменяемость судей - одна из гарантий их независимости от исполнительной и законодательной власти. Принцип несменяемости распространяется на лиц, наделенных в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющих свои обязанности на профессиональной основе. Несменяемость судей означает, что после наделения судьи полномочиями в установленном порядке действительность полномочий судьи в РФ не ограничена определенным сроком. Отдельные исключения из этого общего правила (трехлетний срок впервые назначенного судьи районного суда и 12-й срок полномочий судьи Конституционного Суда) специально оговариваются законом.

Несменяемость судьи также означает, что он не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его добровольного согласия. Его согласие необходимо при решении любого вопроса об изменении его служебного положения, даже в случае повышения по должности.

Вместе с тем несменяемость не имеет абсолютного характера и закон предусматривает возможность прерывания исполнения судьей своих обязанностей при наличии строго определенных оснований. Установленные федеральным законодательством правила приостановления или прекращения полномочий судьи призваны оградить его от произвольных решений тех или иных должностных лиц и органов. Полномочия судьи могут приостанавливаться только решением соответствующей квалификационной коллегии судей.

Приостановление полномочий судьи касается только выполнения им своих служебных обязанностей. Оно не должно влечь за собой ограничения предоставленных ему законом прав и льгот в сфере социальной защиты судьи и членов его семьи, их материального обеспечения. Закон "О статусе судей" устанавливает, что приостановление полномочий судьи, за исключением случая, когда ему в качестве меры пресечения избрано заключение под стражу, не влечет за собой прекращение выплат судье, а если он признан безвестно отсутствующим - его семье заработной платы или уменьшение ее размера. Приостановление полномочий судьи, за исключением избрания ему той же меры пресечения, не влечет за собой снижение уровня иных видов материального и социального обеспечения судьи и не лишает его гарантий неприкосновенности.

Прекращение квалификационной коллегией полномочий судьи - это полное отстранение от исполнения должностных обязанностей при установлении следующих оснований: 1) его письменного заявления об отставке; 2) ввиду неспособности по состоянию здоровья или по иным уважительным причинам в течение длительного времени исполнять обязанности судьи (квалификационная коллегия может прекратить полномочия судьи по этим основаниям, однако она не вправе принять такое решение, если судья вернулся к исполнению своих обязанностей); 3) письменного заявления судьи о прекращении его полномочий в связи с переходом на другую работу или по иным причинам; 4) истечения срока полномочий судьи, если они были ограничены определенным сроком; 5) увольнения судьи военного суда с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе; 6) прекращения гражданства РФ; 7) занятия деятельностью, не совместимой с должностью судьи; 8) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении судьи либо судебного решения о применении к нему принудительных мер медицинского характера; 9) совершения поступка, позорящего честь и достоинство судьи или умаляющего авторитет судебной власти; 10) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности судьи либо о признании его недееспособным; 11) смерти судьи или вступления в законную силу решения суда об объявлении его умершим; 12) отказа судьи от перевода в другой суд в связи с упразднением или реорганизацией суда.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Иные классификации гражданско-правовых норм
По функциональной роли в механизме правового регулирования нормы права классифицируются на исходные нормы и нормы-правила поведения, общие и специальные. Исходные (отправные, учредительные) нормы определяют основы правового регулирования общественных отношений, его цели, задачи, принципы, пределы, ...

Институт юридической ответственности в российском праве: историко-правовой обзор
Институт юридической ответственности возник в период становления государства и права. Предпосылки юридической ответственности формировались в системе социального регулирования и социальной ответственности доклассового строя, а возникновение ее было подготовлено развитием социальной ответственности. ...

Понятие преступления и система преступления по Соборному Уложению 1649г
Соборное Уложение 1649 года вобрало в себя многие традиции, выработанные законодателем и судебной практикой в сфере уголовного права в течение предшествующего времени – XV-XVI веков. Оно стало итогом развития главных тенденций уголовного права данного периода. Впервые термины “преступление” и “вина ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru