Понятие судебной системы

Страница 5

В то же время судебному департаменту и его органам в субъектах Федерации запрещено вмешательство в осуществление правосудия, но на них возложена обязанность способствовать укреплению самостоятельности судов и независимости судей.

Согласно Конституции вопросы судоустройства, в том числе установление системы судов в ее полном объеме, находятся в ведении РФ. Это означает, что субъекты Федерации не могут по своему усмотрению произвольно учреждать виды судов, не предусмотренные федеральным конституционным законом о судебной системе, не вправе устанавливать порядок организации и деятельности существующих на их территориях федеральных судов.

Основной Закон страны устанавливает высшие органы судебной системы РФ: Конституционный Суд, Высший Арбитражный Суд и Верховный Суд. По своему статусу к федеральным судам относятся: Конституционный, Высший Арбитражный, Верховный суды РФ, военные суды. Федеральными конституционными законами предусматривается создание и других судов федерального уровня.

Полномочия, состав Конституционного Суда РФ закреплены в ст. 18 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. “О судебной системе Россий­ской Федерации”, а также в ФКЗ РФ от 12.07.1994г. “О Кон­ституционном Суде Российской Федерации”. Конституцион­ный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осу­ществляющий судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Верховный Суд РФ, суды субъектов РФ, районные (городские) народные и межмуниципальные суды, а также военные и другие специализированные суды, учреждаемые федеральным конституционным законом, образуют систему федеральных судов общей юрисдикции, осуществляющих уголовное, гражданское, административное судопроизводство. Полномочия, состав Верховного Суда РФ, а также иных фе­деральных судов общей юрисдикции закреплены в ст.ст. 19, 20, 21, 22 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. “О судебной системе Российской Федерации”, а также в Законе РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, ФЗ РФ от 16.12.1998 г. “О внесении изменений и до­полнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР”, Граж­данский процессуальный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР”, ФКЗ РФ от 09.06.1999г. “О военных судах Российской Федерации”.

Военные суды составляют подсистему судов общей юрисдикции и создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов. Военные суды осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. Состав военных судов, их компетенция, порядок образования и деятельности, полномочия должностных лиц определяются федеральным законом.

Высший Арбитражный Суд РФ, арбитражные суды округов и арбитражные суды субъектов Российской Федерации образуют систему федеральных арбитражных судов, рассматривающих экономические споры и иные дела, отнесенные к их компетенции федеральным законом. Полномочия, состав Высшего Арбитражного Суда РФ, а так­же иных федеральных арбитражных судов закреплены в ст.ст. 23, 24, 25 ФКЗ РФ от 26.12.1996 г. “О судебной системе Россий­ской Федерации”, а также в ФКЗ РФ от 12.04.1995 г. “Об арбит­ражных судах в Российской Федерации”.

Из всего выше сказанного можно заключить, что система судов, которым Конституция доверяет осуществление судебной власти, должна быть организована и действовать так, чтобы гарантировать: соблюдение суверенных прав Российской Федерации и прав субъектов РФ по реализации функций государственной власти; самостоятельность органов судебной власти и независимую от органов законодательной и исполнительной властей деятельность судов; доступность правосудия на равных основаниях для всех граждан; рассмотрение дел в тех судах и теми судьями, к подсудности которых эти дела относятся законом; быструю и действенную защиту органами судебной власти прав и свобод человека и гражданина в установленном законом порядке; право сторон на пересмотр всех приговоров и решений судов первой инстанции вышестоящим судом; право граждан на участие в осуществлении правосудия.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Право на инспектирование и получение информации
Участники соглашения должны уполномочить компетентные органы на предоставление правообладателю достаточной возможности для инспектирования всех задержанных товаров, без ущерба для защиты конфиденциальных сведений (34). Они также должны уполномочить свои власти на предоставление эквивалентной возмож ...

Правовой статус безработного гражданина
Правовой статус безработного гражданина состоит из прав и обязанностей, которые носят корреспондирующий характер. Праву безработного гражданина на получение подходящей работы корреспондирует обязанность соответствующего органа службы занятости предоставить ему возможность получить информацию об име ...

Определение субъектов и объектов права собственности юридических лиц и их правовой анализ
Объектом права частной собственности может быть любое имущество, не изъятое из гражданского оборота. Так, в частной собственности могут находиться жилые дома, дачи, садовые домики, производственные и хозяйственные строения, земельные участки, насаждения на земельном участке, транспортные средства, ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru