Понятие судебной системы

Страница 2

Анализ норм ст. 4 данного Закона позволяет сделать следую­щие выводы:

судебная система представляет собой сложно организо­ванную систему судебных органов, состоящую из отдельных подсистем;

судебная система представлена тремя подсистемами — фе­деральные суды, конституционные (уставные) суды и ми­ровые судьи;

конституционные (уставные) суды и мировые судьи обра­зуют подсистему судов субъектов РФ;

система федеральных судов представлена тремя подсисте­мами: Конституционный Суд РФ, подсистема федераль­ных судов общей юрисдикции и подсистема федеральных арбитражных судов;

подсистемы федеральных судов общей юрисдикции и фе­деральных арбитражных судов построены в соответствии с федеративным устройством РФ и ее административно-территориальным делением (ст.5, 65,66,67 Конститу­ции РФ).

Каждый суд осуществляет судебную власть в пределах своей компетенции, определенной законом. Юрисдикция (право решать правовые вопросы, производить суд) распространяется или на определенное государственно-территориальное образование (район, город, субъект РФ) или на структурное образование Вооруженных Сил (вид вооруженных сил, военный округ, флот, гарнизон и т.д.).

Система федеральных судов общей юрисдикции соответствует федеративному устройству Российской Федерации, ее админи­стративно-территориальному и военно-административному де­лению. Суды, входящие в систему федеральных судов общей юрисдикции, различаются объемом компетенции. Чтобы прово­дить разграничение отдельных групп судов с одинаковым объе­мом компетенции, в теории предложено использовать термин “судебное звено”. Федеративное устройство России и ее административно-территориальное деление имеет три звена: Федерация, субъект федерации и район. Соответст­венно мы имеем и три судебных звена системы федеральных су­дов общей юрисдикции: районный (городской) суд, суд субъекта РФ и Верховный Суд РФ.

Суды, обладающие одинаковой компетенцией, занимающие одинаковое место в судебной системе, относятся к одному звену судебной системы. Так, все районные суды образуют первое звено системы судов общей юрисдикции, все областные и им соответствующие суды – второе звено, Верховный Суд РФ – третье, высшее звено. Основное звено судебной системы федеральных судов общей юрисдикции – районные суды. Они рассматривают подавляющее большинство судебных дел, ближе всего находятся к населению. Верховные суды республик, краевые, областные суды - среднее звено судебной системы. Суды второго и третьего звена судебной системы, правомочные проверять законность и обоснованность решений судов низших звеньев, принято называть вышестоящими, а суды, чьи решения могут быть предметом проверки – нижестоящими.

Военные суды имеют следующую подсистему: 1) основное звено - суды армий, соединений, флотилий и гарнизонов; 2) среднее звено - суды военных округов, флотов, видов Вооруженных Сил и групп войск; 3) высшее звено - Верховный Суд РФ, в структуре которого имеется Военная коллегия.

Система арбитражных судов подразделяется на: 1) основное звено - Высшие арбитражные суды республик, краевые, областные, городские суды, арбитражные суды автономной области и автономных округов, иные арбитражные суды, образуемые в субъектах Федерации; 2) среднее звено - федеральные арбитражные суды округов; 3) высшее звено - Высший Арбитражный Суд РФ.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Закон как инструмент государственного управления
Под инструментами государственного управления понимаются средства практической реализации управленческого решения. Среди инструментов государственного управления выделяют две подгруппы: общие (универсальные) и локальные. Общие инструменты управления – это существующие, закрепленные в правовых актах ...

Особенности государственного управления машиностроительным комплексом и радиотехническим производством на современном этапе
Машиностроительный комплекс является базовым комплексом экономики государства. В него входит 139 предприятий станкостроения, машиностроения, дорожно-строительного и коммунального машиностроения, машиностроения для пищевой и легкой промышленности, инструментального производства и металлургии. Госуда ...

Ознакомившись с деятельностью Ярославской областной Думы, можно сделать выводы о том, что помимо законотворческой деятельности Дума осуществляет наряду с другими уполномоченными на то органами контр
На основе проведённого исследования системы и структуры институтов государственной власти в субъектах Российской Федерации можно сделать определённые выводы по эффективности государственного управления на региональном уровне. В субъектах Российской Федерации постоянно проводятся различные мероприят ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru