Как уже отмечалось, внутренняя организация этих подсистем имеет свои особенности. Так, система военных судов прямо связана с организацией Вооруженных Сил, а среднее звено системы арбитражных судов - федеральные арбитражные суды округов - образуется вне связи с административным делением. Так, Закон об арбитражных судах установил 10 арбитражных судов, юрисдикция которых распространяется на федеральные округа, объединяющие различных субъектов РФ. В районах арбитражные суды не образуются. Конституционный Суд РФ не имеет подведомственных судов, организационно и процессуально не связан с существующими в некоторых республиках конституционными судами.
Помимо разделения судов на звенья судебной системы, определяющего их место в судебной иерархии, суды разделяются по их процессуальной компетенции на суды первой инстанции, суды второй (кассационной) инстанции и суды надзорной инстанции.
Суд первой инстанции в системе судов общей юрисдикции непосредственно исследует доказательства в судебном заседании, рассматривая гражданские и уголовные дела по существу, и именем государства выносит решение по гражданскому делу или приговор по уголовному делу. Суды первого звена судебной системы – суды только первой инстанции. В качестве суда первой инстанции в соответствии с процессуальным законом может выступать суд любого звена судебной системы. Например, Верховный Суд РФ в соответствии со ст. 19 Закона о судебной системе в пределах своих полномочий рассматривает, в частности, дела в качестве суда первой инстанции. УПК устанавливает, что Верховному Суду РФ подсудны дела особой сложности или особого общественного значения, принятые им к своему производству по собственной инициативе, а также по инициативе Генерального прокурора РФ при наличии ходатайства обвиняемого.
Суд второй (кассационной) инстанции на основании жалоб заинтересованных лиц или кассационного протеста прокурора проверяет законность и обоснованность решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу, и вправе отменить их или в определенных пределах внести в них изменения. Например, областной суд является судом второй инстанции по отношению к районному суду.
Суд надзорной инстанции по протестам управомоченных на то прокуроров или председателей судов (и их заместителей) проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений суда первой инстанции, а также решений суда кассационной инстанции или нижестоящей надзорной инстанции.
Суды второго звена судебной системы могут выступать в качестве судов первой, второй и надзорной инстанции.
Определенная специфика полномочий имеется в арбитражных судах. В частности, в низовом (первом) звене арбитражных судом имеет место не только слушание дел по первой инстанции, но и повторное их рассмотрение в апелляционном порядке. Федеральный арбитражный суд округа проверяет в кассационном порядке законность судебных актов по делам, рассматриваемым в низовом звене арбитражных судов в первой или апелляционной инстанциях. Высший Арбитражный Суд рассматривает по первой инстанции дела, отнесенные к его исключительной подсудности, а также проверяет в порядке надзора законность и обоснованность вступивших в законную силу судебных актов других арбитражных судов.
Законность и обоснованность не вступивших в законную силу приговоров судов присяжных проверяет кассационная палата Верховного Суда РФ, действующая в составе судебной коллегии по уголовным делам.
Нарушение права потерпевшего участвовать в уголовном
судопроизводстве наравне с подозреваемым и обвиняемым
Согласно статье 49 Конституции Российской Федерации подозреваемый и обвиняемый не обязаны доказывать свою невиновность. Бремя доказывания обвинения и опровержения доводов, приводимых в защиту подозреваемого или обвиняемого, лежит на стороне обвинения. В соответствии с положениями части 2 статьи 14 ...
Порядок заключения договора поставки товаров для
государственных или муниципальных нужд
Гражданское законодательство достаточно детально регламентирует деятельность сторон по заключению государственных контрактов и договоров поставки товаров для государственных или муниципальных нужд. Обязательство заключить государственный или муниципальный контракт по своей сути ничем не отличается ...
Понятие, структура и функции системы управления
персоналом в органах местного самоуправления
В настоящее время в регионах Российской Федерации активно ведется работа по созданию научно обоснованной методики определения штатной численности органов государственного и муниципального управления, имеющая своей целью оптимизацию кадрового планирования, совершенствование технологий определения по ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).