В отечественной науке вопрос о понятии избирательной системы является дискуссионным. Российская юриспруденция традиционно различает понятие «избирательная система» в широком и узком смысле: «избирательная система» в широком смысле — это система общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти; «избирательная система» в узком смысле — способ голосования и определения результатов выборов. Имеется узкая трактовка этого термина, в рамках которой предпринята попытка раскрыть его юридическое содержание. Избирательная система в этом случае понимается как совокупность правовых норм, определяющих, каким образом итоги голосования избирателей трансформируются в результаты выборов.
Отечественные ученые А. В. Зиновьев и И.С. Поляшова отмечают, что каждое понятие должно употребляться только в одном смысле, они предлагают отказаться от узкой трактовки термина «избирательная система» и рассматривать это понятие широко как совокупность юридических норм.
Юсов С.В. предлагает комплексный подход к пониманию избирательной системы в широком смысле, в рамках которого имеет значение не только ее юридическая форма, но и социально-политическое содержание.
Я считаю, что такой подход к пониманию избирательной системы является наиболее правильным и оптимальным. Избирательная система, как явление государственно-правовой действительности, существует в неразрывном единстве социально-политических и юридических характеристик. Она представляет собой совокупность социальных и политических субъектов, осуществляющих целенаправленную деятельность по реализации активного и пассивного избирательного права, организации по подготовке и проведению выборов, а также совокупность следующих элементов: избирательных правоотношений, избирательного процесса, избирательных технологий, избирательной практики, индивидуального и коллективного общественного «избирательного» сознания, правовой и политической культуры.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», конституциями (уставами) субъектов РФ избирательные системы по выборам в органы государственной власти и местного самоуправления устанавливаются федеральными законами, законами субъектов РФ (а по выборам в органы местного самоуправления также уставами муниципальных образований).
Одни типы избирательной системы могут поощрять развитие партий и многопартийной борьбы, другие – создавать особо благоприятные условия для становления двухпартийной системы; некоторые более выгодны для крупных, другие – для мелких партий и группировок; отдельные ее модели содействуют укреплению и централизации партий, иные, наоборот, стимулируют внутрипартийную борьбу. Существуют виды избирательных систем, которые могут эффективно применяться в условиях «партийного государства» и общества; другие формально сохраняют внепартийный характер. Наконец, что, безусловно, необходимо иметь в виду: практически любая из известных разновидностей избирательных систем в той или иной мере искажает волю граждан, высказанную на выборах, хотя характер содержания этих искажений для разных ее моделей не одинаковы.
В Российской Федерации детальные правила в отношении избирательной системы установлены конституцией только для выборов главы государства (президента). Таким образом, федеральный законодатель, равно как и органы власти субъектов РФ, муниципальных образований, имеют возможность самостоятельно определять избирательную систему для формирования представительных органов всех уровней, глав исполнительной власти российских регионов, городов и т.д.
Компенсация морального вреда
Законодатель, закрепляя право на компенсацию морального вреда, не определяет ни минимальный, ни максимальный размер компенсации. В ч. 2 ст. 151, п. 2 ст. 1101 ГК РФ установлен ряд критериев, с учетом которых суд в каждом конкретном случае должен определять размер компенсации, эквивалентный причинен ...
Система мер пресечения
Действующий закон предусматривает семь мер пресечения, располагая их по степени интенсивности принуждения: 1) подписка о невыезде (ст.75 УПК ПМР); 2) личное поручительство (ст.76 УПК ПМР); 3) Поручительство организации (ст.77УПК ПМР); 4) залог как мера пресечения (ст.77-1 УПК ПМР); 5) наблюдение ко ...
Конституционно-правовые принципы правосудия
Принципы правосудия - это исходные, общие, руководящие положения, которые определяют самые существенные стороны этого вида деятельности государства. В Конституции РФ отражены важнейшие правовые положения, которые характеризуют правосудие и российский суд. Она закрепляет в правовом государстве демок ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).