Понятие и виды избирательных систем

Страница 2

Применявшиеся в Российской федерации разновидности избирательной системы, к сожалению, далеки от совершенства, и вызывают обоснованную критику со стороны специалистов, парламентариев, политиков и политических организаций. Пожалуй, как ни в одной другой сфере избирательного законодательства, именно применительно к моделированию избирательной системы России особое место приобретает изучение мирового опыта организации выборов, определения их победителей. Последний отличается многообразием: чем шире круг известных нам моделей избирательной системы, чем больше мы знаем о них, тем больше шансы подобрать в этом многообразии, ту одну модель, которая будет в наибольшей степени соответствовать условиям определенного субъекта местного самоуправления, региона, Российского государства в целом.

Наиболее распространенными из применяемых в мировой практике избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная, а также смешанная избирательные системы.

Мажоритарная система предполагает, что для избрания кандидат на мандат депутата или на иную выборную должность должен получить большинство голосов избирателей в избирательном округе (при выборах в парламент) или в масштабе всей страны (на президентских выборах). Эта система имеет несколько разновидностей. Наиболее распространены две разновидности – мажоритарная система абсолютного большинства и мажоритарная система относительного большинства.

Самая простая разновидность – это система относительного большинства, при которой избранным считается кандидат, получивший больше голосов, чем любой из остальных кандидатов. Практически чем больше кандидатов баллотируются на одно место, тем меньше голосов требуется для избрания. Если кандидатов более двух десятков, может оказаться избранным кандидат, за которого подано 10% голосов или даже меньше.

Мажоритарная система абсолютного большинства (используется в России, Франции) предусматривает, что для избрания необходимо получить 50% голосов плюс один голос от числа принявших участие в выборах избирателей или от числа избирателей всего округа. Если не кто из кандидатов не набирает абсолютного большинства голосов, то через некоторое время проводится второй тур. Во втором туре участвуют либо два кандидата, набравшие наибольшие число голосов в первом туре, либо кандидаты, получившие установленный законом процент голосов. Победителем во втором туре считается тот, кто наберет больше голосов, чем его соперник. Иногда устанавливается определенный минимум избирателей, явка которых к урнам является условием для того, чтобы выборы считались состоявшимися. В России на основе мажоритарной системы абсолютного большинства избираются Президент РФ, президенты республик в составе РФ, главы исполнительной власти других субъектов РФ, многие региональные парламенты.

К преимуществам этой системы относят то, что она дает меньше искажений по сравнению с другими системами, в частности, с мажоритарной системой относительного большинства. Недостаток этой системы связан с тем, что при наличии нескольких кандидатов, редко удается кому-нибудь из них получить более 50%, а, следовательно, возникает необходимость проведения второго тура выборов, что влечет дополнительные финансовые затраты.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Конституция РСФСР 1978 года
Одним из наиболее интересных с правовой точки зрения этапов конституционного развития России в советский период выступает принятие Конституции СССР 1977 года и Конституции РФСР 1978 года. Предпосылками принятия указанных актов выступали: 1) естественное отмирание вопросов подавления эксплуататорски ...

Анализ ФЗ «Об образовании» от 10.07.1992 года и проекта ФЗ «Об образование» 11.02.2010 года
Провозглашение приоритетности области образования непосредственно вытекает из конституционной нормы, в соответствии с которой человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина составляет обязанность государства. Государство ...

Защита прав собственности, развитие рыночных институтов
Считаю, что реальное партнерство бизнеса и власти должно выразиться в законодательном оформлении следующих решений: запрет на конфискацию имущества и товаров во внесудебном порядке; отмена бюджетного планирования и доведения до государственных органов планов по сбору штрафов и объему конфискованных ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru