Местное самоуправление и муниципальные избирательные системы

Страница 1

Местное самоуправление выступает объективной основой процесса формирования и развития муниципального избирательного права, являющегося неотъемлемой частью избирательного права и избирательного процесса в Российской Федерации.

Местное самоуправление, составляя одну из основ конституционного строя, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории Российской Федерации. В соответствии с Конституцией РФ местное самоуправление представляет собой форму осуществления народом своей власти, обеспечивающую в законодательно установленных пределах самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций.

Государство признает местное самоуправление в качестве самостоятельной формы власти народа, самостоятельного уровня публичной власти, наиболее приближенного к населению и имеющего свои органы власти, предметы ведения и полномочия, собственную финансово-экономическую базу.

Современный этап развития местного самоуправления в России характеризуется его широкомасштабной реформой, попыткой найти наиболее оптимальную модель организации местной (муниципальной) власти, отвечающей задачам укрепления государства, его единства, эффективного осуществления власти на местном уровне.

Реформа местного самоуправления осуществляется на основе Закона об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. Новый Закон вносит существенные коррективы в организационно-территориальную структуру местного самоуправления. Это касается:

— принципов территориальной организации местного самоуправления (предусматривается унификация территориальной организации местного самоуправления, вводятся дополнительные требования к созданию муниципальных образований и т. д.);

— структуры и компетенции органов местного самоуправления (по-новому решается вопрос об определении структуры органов местного самоуправления, о статусе главы муниципального образования, о численном составе представительных органов местного самоуправления, их исключительных полномочиях и т. д.);

— правовых форм участия населения в осуществлении местного самоуправления (закрепляются новые формы такого участия: публичные слушания и др.);

— порядка и принципов наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиям (рассматриваемый Закон достаточно подробно регулирует данные вопросы, определяя конкретные механизмы реализации конституционных положений о возможности делегирования органам местного самоуправления отдельных государственных полномочий);

— пределов и форм правотворческой деятельности муниципальных образований (указанный Закон содержит специальную главу, посвященную муниципальным правовым актам).

Следует также учитывать, что рассматриваемый Закон расширяет полномочия федеральных органов государственной власти в сфере правового регулирования местного самоуправления, а также полномочия муниципальных образований, жестко ограничивая пределы правового регулирования местного самоуправления субъектами РФ, чтобы не допускать произвольного вторжения региональных органов власти в компетенцию муниципальных образований. В связи с этим значительная часть вопросов, которые ранее решались субъектами РФ, отнесена к компетенции федеральных органов власти, а в ряде случаев — к компетенции муниципальных образований.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Прекращение договора аренды
Договор аренды прекращается с истечение срока договора либо по истечении предусмотренного п. 2 ст. 581 ГК срока предупреждения. Он прекращается в связи с гибелью предмета аренды и по другим основаниям прекращения обязательств. Переход права собственности (пожизненного наследуемого владения) на сдан ...

Заключение трудовых договоров
Не допускается заключение трудового договора с лицами моложе 16 лет. С письменного согласия одного из родителей (усыновителей, попечителей) трудовой договор может быть заключен с лицом достигшим 14 лет для выполнения легкой работы, которая: не является вредной для здоровья и развития; не носит ущер ...

Специфика бюджетного процесса в муниципальном образовании
Основной бюджетно-финансовой категорией бюджетных отношений выступает бюджетный процесс. Как организационно-финансовую категорию бюджетный процесс необходимо рассматривать с двух позиций: узкой (технической, юридической) и широкой (экономической). С узкой позиции бюджетный процесс представляет собо ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru