Местное самоуправление и муниципальные избирательные системы

Страница 3

Как показывает практика, наиболее часто встречающимися недостатками региональных законов является отсутствие вариативности видов избирательных систем, применяемых на выборах в представительные органы муниципальных образований. Преобладает мажоритарная избирательная система, которая используется в одномандатных избирательных округах. Это объясняется, по-видимому, следующими причинами: использование этой системы позволяет персонифицировать выборы, обеспечить возможность участия в выборах независимых кандидатов, что существенно в связи с неразвитостью нашей многопартийности (особенно на муниципальном уровне), стимулировать объединение избирателей вокруг определенных кандидатов, что важно в условиях множественности и конфликтности социальных интересов.

Однако в ряде субъектов Российской Федерации, в частности в Красноярском крае и Нижегородской области, при проведении муниципальных выборов используется смешанная (мажоритарно-пропорциональная) избирательная система. При этом право на использование смешанной системы в ряде муниципальных образований, прямо перечисленных в законе Нижегородской области, было подтверждено судебными инстанциями.

Параметры муниципальных избирательных систем Ростовской области заложены в областном Уставе от 19.04.1996 года, в областных законах "О местном самоуправлении" от 26.12.1995 года, "О выборах глав муниципальных образований" от 11.12.2003 года, "О выборах депутатов представительных органов местного самоуправления" от 24.09.2003 года, "О выборах в органы местного самоуправления вновь образованных муниципальных образований" от 11.03.2005 года, в уставах муниципальных образований.

Важной особенностью современной избирательной системы является увеличение числа выборных органов местного самоуправления, численности депутатского корпуса представительных органов муниципальных образований, закрепление в федеральном законодательстве такой новой формы прямого волеизъявления, как голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования.

Каждый вид избирательной системы имеет свои достоинства и недостатки, которые достаточно основательно проанализированы в юридической литературе. Вместе с тем вполне очевидно, что в муниципальных образованиях различного вида, отличающихся не только своим правовым статусом, но и размерами территории, численностью населения, другими признаками и параметрами, могут использоваться различные виды избирательных систем.

С учетом указанного Федеральный закон об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ предполагает возможность использования при проведении выборов депутатов представительных органов как мажоритарной избирательной системы (по одномандатным и (или) многомандатным избирательным округам), так и пропорциональной избирательной системы (по единому избирательному округу). Не исключается данным Законом и возможность применения на муниципальных выборах смешанной (пропорционально-мажоритарной) избирательной системы.

Закон об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации 2003г. устанавливает, что законом субъекта РФ определяются виды избирательных систем, которые могут применяться при проведении муниципальных выборов, и порядок их применения. Конкретная избирательная система, используемая при проведении муниципальных выборов в муниципальном образовании, определяется уставом муниципального образования. При этом законом субъекта РФ могут быть определены условия применения видов избирательных систем в муниципальных образованиях в зависимости от численности избирателей в муниципальном образовании, вида муниципального образования и других обстоятельств. Под избирательной системой указанный Закон понимает условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Понятие элементов состава преступления и их признаки
Как было отмечено, выделяют четыре элемента состава преступления: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона. Кратко рассмотрим их признаки: Объект преступления – это то, на что посягает преступление. При убийстве объектом преступления является жизнь другого человека, при краже – чу ...

Понятие и содержание правоспособности
Поскольку правовое регулирование есть наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность. Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права ...

Проблема относительной самостоятельности государства
Каковы, на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах по этому вопросу? Принудительный характер власти государства, монополия на применение насилия делает его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии инте ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru