Право и закон » Органы дознания и предварительного следствия » Органы исполнительной власти, осуществляющие дознание

Органы исполнительной власти, осуществляющие дознание

Страница 2

Разделение органов предварительного расследования на дознание и следствие обусловлено спецификой расследуемых преступлений, подведомственных тем или иным органам. Органы предварительного следствия сфокусированы по большей мере на тяжких и особо тяжких преступлениях. Органы дознания в своей сфере концентрируются чаще всего на делах средней тяжести. Собственно, это позволяет поддерживать уровень профессионализма при осуществлении делопроизводства. Поскольку дознание и следствие имеют разные процессуальные сроки, а если быть точным для следствия 2 месяца, дознанию — 30 дней согласно Уголовно-процессуальному кодексу, это подтверждает разницу в сложности раскрываемых преступлений. Если сделать математическую оценку процессуальных сроков, то можно высказать чисто теоретическое предположение, что сложность рассматриваемых органами дознания дел равна половине от сложности преступлений, отведенных органам предварительного следствия. Поддержание квалификации очень важно, поскольку от этого зависит судьба конкретного человека. Следует одобрить подобный подход для разделения органов.

Еще одним критерием для разделения, очень важным для государства, является экономическая эффективность. Если предположить, что на территории Российской Федерации существовал бы один орган, то его деятельность была бы излишне затратной. Это служит еще одним поводом для разделения органов предварительного расследования.

Внутренне дознание и предварительное следствие разбито на отдельные части — конкретные, рассмотренные в ходе работы органы. В связи с осуществлением ими деятельности на практике встречаются ряд проблем: принадлежность органов дознания и предварительного следствия к стороне обвинения; необоснованность и неэффективность включения ряда преступлений в компетенцию следствия; противоречивость законодательства о проведении дознания полицией.

Соответственно проблемам уместно предположить следующие пути решения:

Вывести органы предварительного расследования из Уголовно-процессуального кодекса как стороны обвинения в разряд иных участников уголовного судопроизводства. Оставляя органы дознания и следствия среди обвинения, государство тем самым демонстрирует, что главное для него не правосудие, а поиск виновного — и не важно кто это будет. Фактически органы расследования должны доказать вину, а не разобраться подробнейшим образом в уголовном деле.

Пересмотреть подследственность органов дознания и следствия. В настоящее время это уже осуществляется — часть преступлений, расследование которых не представлялось сложным (ст. 129,130 УК) была перенесена в разряд административных правонарушений. Но на этом вопрос не исчерпывается, поскольку у следствия в компетенции остаются составы средней тяжести, расследование которых должно осуществляться органами дознания. Поэтому следует предложить перераспределить ряд преступлений между дознанием и следствием. Например изъять из компетенции Следственного комитета статью 343 УК РФ «Нарушение правил несения службы по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности» и передать ее органам дознания. Подобное должно увеличить эффективность работы органов предварительного расследования.

Исключить криминальную экспертизу (п. 12 ст. 2 ФЗ «О полиции) из направлений ее деятельности. Это должно обеспечить независимость экспертизы от стороны обвинения.

Указывая подобные меры, можно надеяться на исправление существующих проблем, связанных с органами предварительного расследования.

Страницы: 1 2 

Смотрите также:

Анализ эффективности работы первых управленческих кадров
Основной идеей в создании советской системы государственного управления была идея о необходимости разрушения старого государственного механизма, и создания нового, основанного на самоуправлении трудящихся. Однако, если разрушение произошло сравнительно легко, - система уже находилась в упадке - то ...

Иск о возврате неосновательно приобретенного или сбереженного имущества
К обязательственно-правовым способам защиты права собственности относится также иск о возврате неосновательно приобретенного или сбереженного имущества. Хочется отметить, что неосновательное обогащение происходит во всех случаях, когда одно лицо приобретает или сберегает имущество за счет другого л ...

Осмотр места происшествия
Успех расследования дел об убийствах зависит от правильной организации работы следователя, от умелого проведения следственных действий, и в первую очередь, от тщательного осмотра места происшествия. При изучении следственной практики очевидным становится, что особую сложность при производстве осмот ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru