При осуществлении предпринимательской деятельности нередки случаи, когда заключение договора в данное время нецелесообразно, но в дальнейшем такой договор актуален и выгоден для субъектов предпринимательской деятельности (СПД). Логично, что каждая из сторон хотела бы получить гарантии заключения такой сделки в будущем.
Как правило, в такой ситуации стороны подписывают «протокол о намерениях», где оговаривается, в частности, дата заключения договора. Но заключение только «протокола о намерениях», на наш взгляд, не может служить гарантией выполнения обязательств. Такой документ не влечет для сторон, его подписавших, никаких юридических, а главное - финансовых обязательств.
Именно для таких случаев в гражданском законодательстве предусмотрены нормы, допускающие заключение СПД предварительных договоров.
Начнем с примера. Так, СПД, занимающимся перевозкой грузов либо строительством, необходимо оговорить условия перевозки (строительства) в будущем, причем стороны хотят юридически закрепить свои договоренности. Но при этом они планируют заключить соответствующий договор, например, не ранее чем через 1 год. На помощь предпринимателям приходит предварительный договор. Что же это такое?
История института предварительного договора насчитывает около двух тысяч лет. В римском праве он был разработан настолько детально, что регулирующие предварительный договор нормы впоследствии были практически полностью реципированы странами континентальной правовой системы.
Предварительный договор не является разновидностью какого-либо типа гражданско-правовых договоров и вообще выпадает из их общепринятой классификации договоров. Эта классификация традиционно строится на содержании обязательств из соответствующих договоров. А сущность и содержание правоотношения из предварительного договора качественно отличают его от всех других сделок. Предварительный договор - это особый правовой феномен, институт, опосредующий самостоятельный круг отношений по заключению в будущем основных договоров и требующий специального правового регулирования.
Предварительный договор не направлен непосредственно на регулирование экономических (имущественных) отношений между сторонами. Скорее, он регулирует «организационно-юридические» отношения между ними.
По содержанию предварительный договор, бесспорно, схож с протоколом о намерениях. Однако разграничение протокола о намерениях и предварительных договоров может проводиться и в содержательном аспекте. Если документ фиксирует более или менее определенные стремления, пожелания, планы сторон, но из его формулировок не следует намерение сторон считать себя юридически связанными - перед нами, несомненно, соглашение о намерениях. В этом случае отношения сторон регулируются нормами морали, в частности - деловой этики, но никак не гражданским правом. Протокол о намерениях не устанавливает определенных гражданских прав и обязанностей и не предполагает меры юридической ответственности в отличие от предварительного договора.
Необходимо отметить, что институт предварительного договора активно использовался и отечественными правоведами, как в теории права, так и на практике. Но, в то же время в отечественном законодательстве до недавнего времени отсутствовали четкие нормы, регулирующие данный тип сделок. Так, утративший силу с 1 января 2004 года, Гражданский кодекс УССР не содержал какого-либо упоминания о возможности заключения предварительных договоров.
Этот пробел сегодня восполняют целых два законодательных акта. Речь идет о новых Гражданском и Хозяйственном кодексах Украины. В средствах массовой информации, на различных мероприятиях уже неоднократно поднимался вопрос о несоответствии этих двух документов, о неоправданном дублировании ряда норм. Так и в нашем случае. Институт предварительного договора закреплен в статье 635 Гражданского кодекса (ГК), а также в статье 182 Хозяйственного (ХК).
Особенности назначения и производства судебно-бухгалтерской экспертизы
Юридическая ответственность основана на определенной системе доказательств - тех фактов, которые утверждают или опровергают обстоятельства правоотношений (фактически учиненных действий), обусловливающие наступление ответственности. В процессе сбора доказательств в правоохранительной деятельности не ...
Направления совершенствования системы управления
персоналом Администрации Центрального района г. Челябинска
Путем анализ организации системы управления персоналом Администрации Центрального района города Челябинска в ходе были выявлены «узкие места» устранения которых является целью данного раздела работы. Муниципальным служащим старшего звена Администрации Центрального района нужно предоставлять возможн ...
Президент РФ в системе разделения властей
Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную», органы этих трех ветвей самостоятельны. Однако следующая, 11-я статья содержит несколько иные положения. Из анализа ее текста следуе ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).