Право и закон » Административно-правовой статус аппарата Правительства РФ » Правительство РФ как орган исполнительной власти: структура, компетенция, принципы организации и деятельности

Правительство РФ как орган исполнительной власти: структура, компетенция, принципы организации и деятельности

Страница 1

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997. Статья 1 – Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ. При этом в самой статье не упомянуто, что правительство является высшим органом снова.

В состав Правительства РФ включены помимо Председателя и его заместителей только федеральные министры. Руководители иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов и других органов исполнительной власти) могут быть включены в состав Правительства РФ только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. В состав Правительства РФ входят федеральные министры, возглавляющие предусмотренные министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра. Федеральными министерствами являются министерства: энергетики; экономического развития и торговли; сельского хозяйства; обороны; здравоохранения; финансов; образования; юстиции; культуры; внутренних дел; иностранных дел; путей сообщения и ряд других федеральных министерств.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ. Однако имеются исключения, которые служат целям обеспечения конституционных полномочий Президента либо предусмотрены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Это подведомственные Президенту России министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, а также сеть иных федеральных органов исполнительной власти – Федеральная служба безопасности и другие.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012г. № 636 (в ред. 19.03.13) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Председатель Правительства Российской Федерации имеет Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

Компетенция Правительства Российской Федерации – важнейший компонент его правового статуса. Компетенция данного органа – это круг вопросов его ведения, основных направлений деятельности (функций) и конкретных полномочий в различных сферах жизни общества. Правительство РФ существенно отличается от других органов исполнительной власти не только специфическим порядком образования, но и местом, занимаемым им в системе федеральных органов исполнительной власти, особым характером и объёмом компетенций, взаимоотношениями с Президентом и Федеральным Собранием.

Характеризуя самостоятельную роль Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, одновременно следует учитывать особенности взаимоотношений Президента с Правительством РФ. По Конституции РФ Президент активно участвует в осуществлении исполнительной власти, поскольку, согласно ст. 80 п. 2, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов исполнительной власти. Поэтому вне конституционной модели взаимоотношений Президента с Правительством РФ трудно представить компетенцию Правительства РФ. Эта компетенция находит своё юридическое закрепление в соответствующих нормах Конституции, так и в предписаниях текущего законодательства – в федеральных законах, нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В Конституции (ст. 113) установлено, что Председатель Правительства Российской Фе6дерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Исследование исторического и современного значения терминов «самодержавие» и «абсолютизм
В современной науке сохраняется различие между таких терминов как самодержавие и абсолютизм. Многие современные ученые термин «самодержавие» употребляют в качестве синонима термина «абсолютизм» и в таком значении применяется для характеристики верховной власти на всех этапах ее развития, начиная с ...

Элементы состава преступления
Элементы состава преступления подразделяются на обязательные и факультативные. В число обязательных входят элементы, которые непременны для наличия состава преступления. Это такие элементы, которые образуют в своей целостности (системе) ту минимально достаточную и необходимую общественную опасность ...

Размер трудовой пенсии по инвалидности
Размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы инвалидности в порядке, предусмотренном статьей 15 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации». Согласно данной статье размер трудовой пенсии по инвалидности устанавливается в зависимости от группы ин ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru