Право и закон » Административно-правовой статус аппарата Правительства РФ » Правительство РФ как орган исполнительной власти: структура, компетенция, принципы организации и деятельности

Правительство РФ как орган исполнительной власти: структура, компетенция, принципы организации и деятельности

Страница 1

Исполнительную власть в РФ осуществляет Правительство РФ. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» от 17.12.1997. Статья 1 – Правительство РФ – высший исполнительный орган государственной власти РФ. При этом в самой статье не упомянуто, что правительство является высшим органом снова.

В состав Правительства РФ включены помимо Председателя и его заместителей только федеральные министры. Руководители иных федеральных органов исполнительной власти (государственных комитетов и других органов исполнительной власти) могут быть включены в состав Правительства РФ только в том случае, если им присвоен ранг федерального министра. В состав Правительства РФ входят федеральные министры, возглавляющие предусмотренные министерства, а также иные должностные лица, имеющие ранг федерального министра. Федеральными министерствами являются министерства: энергетики; экономического развития и торговли; сельского хозяйства; обороны; здравоохранения; финансов; образования; юстиции; культуры; внутренних дел; иностранных дел; путей сообщения и ряд других федеральных министерств.

Федеральные органы исполнительной власти находятся в ведении Правительства РФ. Однако имеются исключения, которые служат целям обеспечения конституционных полномочий Президента либо предусмотрены в соответствии с законодательными актами Российской Федерации. Это подведомственные Президенту России министерства обороны, внутренних дел, иностранных дел, а также сеть иных федеральных органов исполнительной власти – Федеральная служба безопасности и другие.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21 мая 2012г. № 636 (в ред. 19.03.13) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» Председатель Правительства Российской Федерации имеет Председатель Правительства Российской Федерации имеет семь заместителей, в том числе одного Первого заместителя Председателя Правительства Российской Федерации и Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации - Руководителя Аппарата Правительства Российской Федерации.

Компетенция Правительства Российской Федерации – важнейший компонент его правового статуса. Компетенция данного органа – это круг вопросов его ведения, основных направлений деятельности (функций) и конкретных полномочий в различных сферах жизни общества. Правительство РФ существенно отличается от других органов исполнительной власти не только специфическим порядком образования, но и местом, занимаемым им в системе федеральных органов исполнительной власти, особым характером и объёмом компетенций, взаимоотношениями с Президентом и Федеральным Собранием.

Характеризуя самостоятельную роль Правительства РФ как органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации, одновременно следует учитывать особенности взаимоотношений Президента с Правительством РФ. По Конституции РФ Президент активно участвует в осуществлении исполнительной власти, поскольку, согласно ст. 80 п. 2, он обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов исполнительной власти. Поэтому вне конституционной модели взаимоотношений Президента с Правительством РФ трудно представить компетенцию Правительства РФ. Эта компетенция находит своё юридическое закрепление в соответствующих нормах Конституции, так и в предписаниях текущего законодательства – в федеральных законах, нормативных актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

В Конституции (ст. 113) установлено, что Председатель Правительства Российской Фе6дерации в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, указами Президента определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.

Как высший орган федеральной исполнительной власти Правительство Российской Федерации наделено довольно широкими полномочиями. Эти полномочия, в отличие от полномочий правительств многих зарубежных стран, определяются Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Соотношение международного публичного права и международного частного права
Для международного публичного права слово международное обозначает всенациональное правовое урегулирование отношений (как правило, межгосударственных). Для международного частного права оно означает, что регулируемые правоотношения выходят за рамки одного государства и связаны с правовыми системами ...

Права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательской деятельности
При изучении правового положения субъектов предпринимательской деятельности институт прав и обязанностей занимает особое место, т.к. посредством предоставления мер возможного и установление мер должностного поведения обеспечивается регулирование их деятельности. Основные права предпринимателей закр ...

Регулирование бартерных сделок
Контроль за выполнением российскими лицами требований, установленных нормативными актами в области регулирования бартерных сделок, осуществляет МЭРТ России в соответствии с Положением МВЭС России № 10-83/2007, ВЭК России № 07-26/3226, ГТК России № 01-23/10035 от 28.05.1997 (Положение об осуществлен ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru