Право и закон » Административно-правовой статус аппарата Правительства РФ » Правительство РФ как орган исполнительной власти: структура, компетенция, принципы организации и деятельности

Правительство РФ как орган исполнительной власти: структура, компетенция, принципы организации и деятельности

Страница 6

Ввиду высокого статуса такого акта как федерального конституционного закона принципы, содержащиеся в ст. 3, служат обязательным нормативным ориентиром для других законов, особенно для тех, которые регулируют правовое положение и деятельность органов исполнительной власти. Такое «жесткое» нормативное воздействие обусловлено п. 3 ст. 76 Конституции - федеральные законы не могут противоречить федеральным конституционным законам.

Формула «Правительство Российской Федерации в своей деятельности руководствуется» означает признание перечисленных далее принципов в качестве главного, обязательного нормативно - правового регулятора. Именно принципы служат своего рода исходной базой для: а) принятия любых решений; б) совершения различных действий; в) подзаконного правительственного правотворчества; г) применения Правительством законов. С этими принципами должны соизмеряться как совершаемые, так и планируемые, предполагаемые акты и действия федерального Правительства.

Из смысла ст. 3 следует, что принципы распространяются на всю деятельность Правительства Российской Федерации. Это означает, что ими охватываются все виды деятельности, осуществляемые с помощью документов, правовых актов, в организационных и иных формах. Принципами надлежит руководствоваться не в отдельных, а во всех сферах, отнесенных к компетенции Правительства согласно ст. ст. 12 – 23. Отступление от принципов либо их неприменение в тех или иных сферах недопустимы.

Рассмотрим эти принципы более подробно.

Принцип верховенства Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов означает устойчивую ориентацию Правительства Российской Федерации на законоисполнительную деятельность. Наиболее отчетливо она выражена в ст. 4, а также в статьях о правовой основе деятельности Правительства (ст. 7), о его полномочиях (ст. ст. 13 - 15, 22).

Во многих тематических законах, регулирующих разные сферы государственной жизни, четко отражена законоориентированная деятельность федерального Правительства - в федеральных законах о связи, о недрах, об образовании, об обороне, о безопасности, о государственной границе и др. Тем самым выявляется строгая связь между полномочиями и их конституционно - законодательной основой.

Верховенство Конституции и законов обеспечивают нормы ст. 23 комментируемого Закона, где четко установлен подзаконный характер актов Правительства. В соответствии с этим Правительство обязано во исполнение норм Закона, во-первых, принимать свои акты; во-вторых, вносить в свои акты изменения либо отменять их; в-третьих, готовить проекты федеральных законов; в-четвертых, контролировать соблюдение законности в деятельности министерств и иных органов исполнительной власти.

Конституционные процедуры взаимоотношений Правительства с Президентом и Федеральным Собранием строго очерчивают контуры их связей в различных ситуациях. Вместе с тем необходимо отметить, что далеко не всегда Правительство действует строго в русле положений Конституции и законов. Такая практика должна быть изменена в соответствии со смыслом ст. 3.

Принцип народовластия в данной статье служит одним из способов реализации общего конституционного принципа народовластия (ст. 3 Конституции). Речь идет об обеспечении демократического характера деятельности федерального Правительства путем всемерного учета интересов населения и общественного мнения, взаимодействия с общественными организациями. В состав госорганов могут включаться ученые, специалисты, представители общественных организаций (абз. 8 ст. 16, ст. 17 Федерального закона от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях», ст. ст. 15, 17 Федерального закона от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»), создаются координационные и совещательные органы (ч. 8 ст. 12 комментируемого Закона), подлежат рассмотрению обращения органов местного самоуправления (ст. 45 Федерального закона от 28 августа 1995 г.№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Модели, описывающие структуру процесса легализации преступных доходов
«Трехфазная модель, была разработана экспертами FATF и нашла наибольшую поддержку среди теоретиков борьбы с легализацией преступных капиталов. Она предполагает выделение в едином процессе легализации преступных доходов следующих стадий: размещение (рlасеment – англ.), расслоение (layering – англ.) ...

Юридические свойства конституций и уставов субъектов Российской Федерации как системная целостность
Основные черты и юридические свойства конституций и уставов субъектов Федерации - это такие качественные характеристики, которые отличают данные нормативно-правовые акты от других актов правовой системы России. Всем региональным основным законам, как и федеральной Конституции, присущи однотипные че ...

Особенности содержания и риски по договору строительного подряда
Закон придает большое значение отношениям связанным с подготовкой, уточнением и изменением технической документации. Техническая документация должна определять объект содержание работ и т.д. Её может предоставить любая из сторон, что должно отразиться в договоре. Статья 743 ГК предусматривает обяза ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru