Право и закон » Административно-правовой статус аппарата Правительства РФ » Правительство РФ как орган исполнительной власти: структура, компетенция, принципы организации и деятельности

Правительство РФ как орган исполнительной власти: структура, компетенция, принципы организации и деятельности

Страница 7

Как видно, содержание данного принципа раскрывается и в других законах. Такая строгая регламентация призвана направлять деятельность федерального Правительства в демократическое русло. Игнорирование либо ограничение принципа народовластия ведет к ослаблению связей Правительства с населением и уменьшению его общественной поддержки.

Между тем социальный потенциал этого принципа и его нормативно - правовая урегулированность должны быть использованы в полной мере как в деятельности Правительства, так и в деятельности иных органов исполнительной власти - федеральных и субъектов Федерации. Тут особенно важен «пример» федерального Правительства.

Принцип федерализма в деятельности Правительства Российской Федерации означает его стабильную ориентацию на реализацию интересов как Федерации, так и ее субъектов, на обеспечение прав последних, строгий учет федеральных аспектов при принятии правовых актов и совершении иных действий. Это - императив для всей деятельности федерального Правительства. Примером служит проведенное Правительством 26 января 1999 г. Всероссийское совещание о вопросах развития федеративных отношений.

Данный принцип имеет прочное конституционное основание. Достаточно сослаться на ст. ст. 1, 5, 11, 77, 78 Конституции Российской Федерации о федеративном устройстве нашего государства и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, о построении системы исполнительной власти и взаимной передаче полномочий ее звеньями. Эти нормы должны как бы пронизывать все решения и действия Правительства. Здесь уместно подчеркнуть три аспекта.

В комментируемом Законе содержатся специальные статьи, нормы которых детализируют регламентацию правительственной деятельности в соответствии с принципом федерализма. Такую коррелятивную связь можно обнаружить в ст. 12 Закона о возможности создания Правительством своих территориальных органов, в ст. 13 - о передаче полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в контексте ст. ст. 14 - 22 о компетенции Правительства. Статьи 43 и 44 Закона специально посвящены взаимоотношениям федерального Правительства с органами государственной власти субъектов Федерации.

Во многих федеральных законах, изданных по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, либо регулируются в общем виде соответствующие предметы ведения (например, в ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации), либо в рамках федеральной компетенции особо выделяется компетенция Правительства.

В положениях, определяющих статус министерств и других федеральных органов исполнительной власти, фиксируются, хотя и очень скупо, федеральные аспекты их деятельности. В актах о статусе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в их договорах, соглашениях с федеральным Правительством предусматриваются соответствующие взаимоотношения.

Принцип разделения властей в деятельности федерального Правительства означает его построение и деятельность как одной из ветвей государственной власти. Оно самостоятельно в своих действиях и одновременно взаимодействует с другими ветвями государственной власти, защищено от вмешательства иных видов государственных органов и, в свою очередь, не должно вторгаться в их компетенцию. Конституционное закрепление принципа разделения государственной власти (ст. 10) сочетается с определением статуса федерального Правительства, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации (ст. 110 Конституции) и возглавляющего единую систему исполнительной власти (ст. 1 комментируемого Закона).

Именно для обеспечения реализации этого статуса Правительства в комментируемом Законе выделены специальные главы - о взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, с органами судебной власти. Ниже дается подробная характеристика этих взаимоотношений.

Принцип разделения властей отражается и в текущем законодательстве. В законах о правовом положении государственных и общественных институтов (органов) четко определяются их отношения с Правительством. Объем этих отношений, естественно, зависит от места федерального Правительства в системе государственной власти. Таково, например, содержание соответствующих статей Законов Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации», от 5 марта 1992 г. «О безопасности», от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». И в нормативных указах Президента, как правило, фиксируются задачи и функции Правительства сообразно его статусу.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9

Смотрите также:

Содержание объекта и объективной стороны преступления предусмотренного статьей 205 УК РФ
Одним из важнейших элементов преступления, а соответственно и признаков состава является объект преступления. Учение об объекте преступления – это краеугольный камень отечественной уголовно-правовой науки, однако, как не парадоксально, именно в этом вопросе меньше всего проявляют единство взглядов ...

Конституция РСФСР 1978 года
Одним из наиболее интересных с правовой точки зрения этапов конституционного развития России в советский период выступает принятие Конституции СССР 1977 года и Конституции РФСР 1978 года. Предпосылками принятия указанных актов выступали: 1) естественное отмирание вопросов подавления эксплуататорски ...

Этапы и правила производства экспертизы холодного оружия
Методика криминалистической экспертизы холодного оружия, равно как и экспертиз других видов, состоит из следующих стадий: предварительное исследование; детальное исследование (раздельное): сравнительное исследование, проведение экспертного эксперимента; оценка результатов раздельного и сравнительно ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru