Как видно, содержание данного принципа раскрывается и в других законах. Такая строгая регламентация призвана направлять деятельность федерального Правительства в демократическое русло. Игнорирование либо ограничение принципа народовластия ведет к ослаблению связей Правительства с населением и уменьшению его общественной поддержки.
Между тем социальный потенциал этого принципа и его нормативно - правовая урегулированность должны быть использованы в полной мере как в деятельности Правительства, так и в деятельности иных органов исполнительной власти - федеральных и субъектов Федерации. Тут особенно важен «пример» федерального Правительства.
Принцип федерализма в деятельности Правительства Российской Федерации означает его стабильную ориентацию на реализацию интересов как Федерации, так и ее субъектов, на обеспечение прав последних, строгий учет федеральных аспектов при принятии правовых актов и совершении иных действий. Это - императив для всей деятельности федерального Правительства. Примером служит проведенное Правительством 26 января 1999 г. Всероссийское совещание о вопросах развития федеративных отношений.
Данный принцип имеет прочное конституционное основание. Достаточно сослаться на ст. ст. 1, 5, 11, 77, 78 Конституции Российской Федерации о федеративном устройстве нашего государства и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Федерации и ее субъектов, о построении системы исполнительной власти и взаимной передаче полномочий ее звеньями. Эти нормы должны как бы пронизывать все решения и действия Правительства. Здесь уместно подчеркнуть три аспекта.
В комментируемом Законе содержатся специальные статьи, нормы которых детализируют регламентацию правительственной деятельности в соответствии с принципом федерализма. Такую коррелятивную связь можно обнаружить в ст. 12 Закона о возможности создания Правительством своих территориальных органов, в ст. 13 - о передаче полномочий органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в контексте ст. ст. 14 - 22 о компетенции Правительства. Статьи 43 и 44 Закона специально посвящены взаимоотношениям федерального Правительства с органами государственной власти субъектов Федерации.
Во многих федеральных законах, изданных по предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, либо регулируются в общем виде соответствующие предметы ведения (например, в ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации), либо в рамках федеральной компетенции особо выделяется компетенция Правительства.
В положениях, определяющих статус министерств и других федеральных органов исполнительной власти, фиксируются, хотя и очень скупо, федеральные аспекты их деятельности. В актах о статусе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и в их договорах, соглашениях с федеральным Правительством предусматриваются соответствующие взаимоотношения.
Принцип разделения властей в деятельности федерального Правительства означает его построение и деятельность как одной из ветвей государственной власти. Оно самостоятельно в своих действиях и одновременно взаимодействует с другими ветвями государственной власти, защищено от вмешательства иных видов государственных органов и, в свою очередь, не должно вторгаться в их компетенцию. Конституционное закрепление принципа разделения государственной власти (ст. 10) сочетается с определением статуса федерального Правительства, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации (ст. 110 Конституции) и возглавляющего единую систему исполнительной власти (ст. 1 комментируемого Закона).
Именно для обеспечения реализации этого статуса Правительства в комментируемом Законе выделены специальные главы - о взаимоотношениях с Президентом Российской Федерации, Федеральным Собранием, с органами судебной власти. Ниже дается подробная характеристика этих взаимоотношений.
Принцип разделения властей отражается и в текущем законодательстве. В законах о правовом положении государственных и общественных институтов (органов) четко определяются их отношения с Правительством. Объем этих отношений, естественно, зависит от места федерального Правительства в системе государственной власти. Таково, например, содержание соответствующих статей Законов Российской Федерации от 1 апреля 1993 г. «О государственной границе Российской Федерации», от 5 марта 1992 г. «О безопасности», от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». И в нормативных указах Президента, как правило, фиксируются задачи и функции Правительства сообразно его статусу.
Особый институт двойного гражданства
Кроме этих принципов в институте гражданства существует принцип двойного гражданства. Случаи двойного гражданства возникают из-за применения государствами разных принципов при решении вопросов приобретения гражданства. Ребенок может приобрести гражданство, например при различном гражданстве родител ...
Основные принципы гражданства
Каждый человек по праву носит название "гражданин", т.к. имеет право на гражданство. Это означает, что граждане пользуются равными правами независимо от того, имеют ли они гражданство по рождению или приобрели его по иным основаниях, и что граждане Российской Федерации не могут быть разде ...
Обсуждение проекта Конституции накануне референдума
12 декабря 1993 года. Итоги и значение референдума
Стала очевидной необходимость вынесения проекта Конституции на референдум. Форма референдума была избрана в связи с тем, что это она выглядит наиболее демократичной и эффектной, а также при должном уровне агитации позволяет добиться от народа нужного результата. Кроме этого, поддержав на референдум ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).