Кроме того, пределы (степень) использования публичных средств в гражданско-правовом регулировании определяются состоянием, особенностями и условиями развития экономики. В тех странах, где рынок сформировался и основные принципы рыночной экономики эффективно функционируют, использование публично-правовых средств сведено к минимуму.
Использование публично-правовых начал в гражданско-правовом регулировании может иметь как положительные, так и отрицательные социально-экономические результаты. «Прием властного регулирования отношений из единственного центра, принцип публичного права, — пишет И.А. Покровский, — имеет то преимущество, что сильнее сплачивает общество, вносит легко обозримую определенность и планомерность во всю ту область жизни, к которой он применяется. В то же время этот прием понижает частную заинтересованность и частную инициативу и при известных условиях способен привести к полному подавлению личности».
В этой связи весьма актуальной методологической проблемой становится проблема пределов использования публичных средств в гражданско-правовом регулировании. В ее рамках выделяются два основных аспекта. Интегральным критерием степени допустимости использования в сфере гражданско-правового регулирования публичных начал выступает категория интереса субъектов права, являющаяся важнейшей исходной доминантой, индикатором социально-экономической активности. Пока у экономических субъектов сохраняется рыночная мотивация, т.е. не нарушается частный интерес их участия в хозяйственных отношениях, подвергающихся правовой регламентации с использованием публичных начал (или, по крайней мере, публичные потребности связываются с данным интересом), способы правового регулирования в целом способны оставаться цивилистическими. Но, если публичные начала начинают подавлять частный интерес, превалировать по отношению к нему либо вытеснять его, обладатели последнего либо добровольно отказываются от участия в этих отношениях, либо, оставаясь в системе рыночных координат, уходят в теневую экономику. Высказывается опасение, что под влиянием текущих причин публично-правовая константа современной экономической политики будет становиться доминирующим началом по отношению к ее частно-правовым принципам.
Становление государственной службы в российском
государстве
Рождение российского централизованного государства и обеспечение его работы обусловили потребность создания государственной службы. Формирование государственной службы России охватывает ряд разных по собственному общественному характеру периодов и считается итогом долгого исторического процесса. По ...
Пути совершенствования законодательства о защите граждан от безработицы
Следует выделить следующие предложения по изменению действующего законодательства с позиции социального государства, что будет реально способствовать повышению социальной защищенности граждан России от безработицы и их занятости. Во-первых, это обязательства государства, а во-вторых – обязательства ...
Государство как субъект управления экономикой
Государственное регулирование в той или иной мере затрагивает всех участников социально-экономических процессов, которые принимают участие в процессе регулирования, одновременно являясь субъектами регулирования. Различают носителей, выразителей и исполнителей экономических интересов. Носители эконо ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).