Право и закон » Публично-правовые начала гражданского законодательства » Способы взаимодействия публично-правовых и частных начал в экономическом обороте

Способы взаимодействия публично-правовых и частных начал в экономическом обороте

Страница 3

Негативные последствия регулирования экономики только частно-правовыми средствами весьма точно охарактеризовал И.А. Покровский: «Попытка полного осуществления лозунга свободы и равенства в сфере экономических отношений, предпринятая в XIX веке, принесла очень скоро и горькие разочарования. В связи с развитием промышленной техники и усилением капитализма система индивидуальной хозяйственной свободы и государственного невмешательства привела к расширению пропасти между богатыми и бедными, капиталистами и рабочими. Являясь юридически свободными и равными, последние оказались в жестокой зависимости от первых, оказались в высокой степени экономически несвободными и неравными. И чем далее, тем более давали себя знать разнообразные печальные последствия конкуренции и эксплуатации, создавая тот огромный социальный вопрос, который составил основную проблему всего XX века».

Таким образом, в самом общем плане социальная обусловленность и назначение публичных средств в механизме гражданско-правового регулирования выражаются в необходимости согласования частных и публичных интересов участников экономического оборота в целях его эффективного функционирования. Поэтому закрепление в Гражданском кодексе Российской Федерации публично-правовых начал в цивилистической литературе вполне обоснованно связывается с необходимостью учета и гармонизации различных интересов субъектов экономических отношений, обеспечением их безопасности.

Учет и гармонизация различных интересов в рамках отношений экономического оборота при помощи публично-правовых средств предполагает использование обязывающих и запрещающих правовых предписаний, обеспечивающих необходимые ограничения прав и свобод участников этих отношений и контроль над их деятельностью. Необходимость разработки и принятия этих мер объективно обусловлена особенностью участия в системе хозяйственных отношений, которое, как правило, связано с заинтересованностью лица в получении от этого определенных выгод. Однако, стремясь получить определенные блага, необходимо за это расплатиться, в чем-то уступить, ограничить себя, добровольно взять на себя определенные обязательства, согласно закону общественной жизни — взаимности, согласившись на ограничение собственной свободы и подчинение своих частных интересов интересам социальной системы. Взаимность, приобретающая в праве форму эквивалентности, является имманентным признаком социального обмена. При социальных взаимоотношениях никто не может получить ничего от других, не давая чего-либо взамен. В организационных системах (обществе, государстве, хозяйственных сообществах) это проявляется в форме прав и обязанностей. У субъекта не может быть полномочий, если на него не возлагаются соответствующие этим полномочиям обязанности. Обоюдные компромиссы субъектов данных систем, как правило, проявляются во взаимном ограничении свободы каждой стороны взамен получения определенного блага.

Кроме того, в сфере экономического оборота его субъекты для обеспечения возможности реализации и защиты своих прав и законных интересов в сфере конкуренции, доступа к необходимым ресурсам и средствам вынуждены подчиняться установленному государством порядку в сфере хозяйствования, который отражает интересы всей экономической системы, типичные законные интересы ее участников. В то же время государство берет на себя обязанности обеспечивать упомянутый порядок (например, регистрировать субъектов хозяйствования, вести лицензирование и патентование, судебную защиту, поддерживать малое предпринимательство) . Примерно в том же ключе рассматривают проблемы социальной обусловленности и назначения публичных начал в механизме гражданско-правового регулирования экономического оборота и многие.

Проведенный анализ теоретико-методологических аспектов исследования публично-правовых начал гражданского законодательства позволяет сформулировать следующие выводы.

Наиболее значимыми теоретико-методологическими аспектами исследования публично-правовых начал гражданского законодательства являются критерии деления публичного и частного права, сферы взаимодействия публично-правовых и частно-правовых начал, социальная обусловленность необходимости использования и назначения публично-правовых начал в сфере гражданско-правового регулирования.

Критериями деления права на частное и публичное выступают предмет, метод и защищаемые интересы субъектов нормативно-правового регулирования. Взаимодействие публично- и частно-правовых начал осуществляется в межотраслевой и отраслевой сферах нормативно-правового регулирования. Социальная обусловленность использования и назначения публично-правовых начал в сфере гражданско-правового регулирования состоит в необходимости государственной организации эффективного функционирования экономического оборота, осуществляемой в целях гармонизации интересов его участников путем ограничения их прав, свобод и контроля над их деятельностью.

Страницы: 1 2 3 4

Смотрите также:

Квалификация договора подряда и его виды
Из легального определения договора подряда, содержащегося в п.1 ст.702 ГК следует, что данный договор является двусторонним, возмездным, консенсуальным. Он является двусторонним, так как подрядчик обязан выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, и имеет право на вознаграждение, ...

Сущность сложившейся системы замены льгот денежной компенсацией
Монетизация должна была оздоровить бюджетную систему России, привести заложенные в законах льготы в соответствие с бюджетными возможностями, дать живые деньги для развития транспорта, ЖКХ и других отраслей. Чиновники, готовившие реформу, также упирали на то, что подобный шаг сделает всю систему льг ...

Вопросы реализации мер антикоррупционной деятельности на муниципальном уровне в Чувашской Республике
Определение уровня коррупции в регионе и в целом по стране важный элемент любой антикоррупционной стратегии, который помогает оценить общий уровень коррупции в стране или субъекте Российской Федерации, а также в отдельных сферах жизнедеятельности, в которых коррупция наиболее высока и должна рассма ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru