Право и закон » Договор купли-продажи земель в Российской Федерации » Особенности заключения договора купли-продажи земельных участков, на которых расположены здания и другие объекты

Особенности заключения договора купли-продажи земельных участков, на которых расположены здания и другие объекты

Страница 4

А если здание (сооружение) расположено на государственной или муниципальной земле, то собственнику недвижимости принадлежит право, предусмотренное п.1 ст.36 ЗК РФ, то есть исключительное право. Очевидно, исключительные права на выкуп сохранились только у тех организаций, которые приватизировали недвижимость без выкупа участка, поскольку в настоящее время приватизация недвижимости должна производиться с приватизацией земельного участка.

При этом не мешает выкупу неприватизированного земельного участка заключение до вступления в силу ЗК РФ договора аренды. Но если договор аренды заключен после введения в действие ЗК РФ, то он считается реализовавшим свое исключительное право и лишается права на выкуп.

В судебной практике также принято считать, что у нового собственника здания право на аренду участка есть и в том случае, если бывший собственник недвижимости не оформлял договор аренды.

В числе дополнительных правил, учитывающих особые случаи обладания недвижимостью, следует назвать норму п.2 ст.36 ЗК РФ (о предоставлении земельных участков в состав общего имущества домовладельцев на праве общей долевой собственности). К ним же относятся норма п.3 ст.36 ЗК РФ о том, что если здание (помещения в нем) принадлежат на праве собственности нескольким лицам, то при неделимости земельного участка он может быть оформлен на указанных лиц в общую долевую собственность (или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора). Если же здание (помещения в нем) принадлежат различным лицам на несовпадающих правовых основаниях (например, одним - на праве собственности, другим - на праве хозяйственного ведения), участок может быть оформлен на праве аренды с множественностью лиц на стороне арендатора. Иное может быть предусмотрено ЗК РФ и федеральными законами. В частности, непосредственно в п.3 ст.36 ЗК РФ установлено, что федеральные казенные предприятия в подобных случаях получают лишь право ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на принадлежащее им здание (сооружение, отдельные помещения).

Нам также видится целесообразным несколько уточнить порядок реализации правил применительно к случаям с общей собственностью. В соответствии с пп.4 п.4 ст.35 Земельного кодекса отчуждение доли в праве собственности на здание, сооружение, находящееся на земельном участке, принадлежащем на праве собственности нескольким лицам, влечет за собой отчуждение доли в праве собственности на земельный участок пропорционально доле в праве собственности на здание, сооружение. Представляется, что в случае, когда приобретается часть здания, которая может быть отделена в натуре (например, крыло здания), ее собственник вправе приобрести и соответствующий ей земельный участок, когда же выделение части здания невозможно (например, когда приобретаются верхние этажи здания), раздел земельного участка в натуре не производится. В юридической литературе высказывается мнение, что в последнем случае целесообразно установление права общей собственности на недвижимость и на земельный участок, необходимый для ее эксплуатации, поскольку земельный участок, предназначенный для эксплуатации здания, как правило, по целевому и хозяйственному назначению и разрешенному использованию является неделимым.

Возможен и другой вариант, широко распространенный на практике: установление сервитута на другую часть здания и земельный участок, на котором оно расположено.

Особо предусмотрен случай, когда помещения в здании на неделимом участке закреплены за несколькими федеральными казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями - такой участок предоставляется одному из этих лиц на основании решения собственника земельного участка в постоянное (бессрочное) пользование, а прочие лица получают лишь право ограниченного пользования данным участком.

Процедура же реализации рассматриваемых прав проста: заинтересованные граждане (юридические лица) совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок и прилагают его кадастровую карту. Указанный орган в течение двухнедельного срока со дня поступления заявления принимает соответствующее решение: или предоставляет земельный участок в собственность бесплатно, или передает его на праве постоянного (бессрочного) пользования, или же готовит проект договора купли-продажи либо аренды и направляет его заявителю. При отсутствии кадастровой карты (плана) срок рассмотрения заявления увеличивается, так как требуется изготовить данную карту, рассмотреть и утвердить проект границ участка.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Зарубежный и исторический опыт управления земельными ресурсами, принадлежащими государству
Международный практический опыт управления земельной собственностью имеет большой потенциал регулирования земельный отношений, что предоставляет возможность учета имеющейся методики при развитии основ и экономических форм управления земельными ресурсами в ситуациях становления в РФ экономики смешан ...

Источники правового регулирования
Договор бытового подряда (бытового заказа) известен гражданскому законодательству давно. Еще в ГК 1964 г. ему были посвящены отдельные нормы в главе о подряде. Понятие этого договора главным образом опиралось на особенности правового регулирования плановой экономики, в связи с этим бытовой заказ ра ...

Анализ правового регулирования расчетов перерасчетов и индексации пенсии по инвалидности
Перерасчет пенсии – это изменение размера пенсии в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер. Индексация пенсий – это увеличение размера пенсионных выплат в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Пенсия по инвалидности назначается на основа ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru