Однако в определенных ситуациях практика возбуждения уголовного дела в отношении конкретного лица вполне оправданна. Так, если суд, при рассмотрении дела усматривает необходимость возбудить уголовное дело в отношении лиц, не привлеченных к уголовной ответственности, он выносит об этом мотивированное постановление.
В.С.Афанасьев в свое время писал следующее. При возбуждении уголовного дела часто одновременно возникает фигура подозреваемого, который задерживается на месте преступления. в самом сообщении о преступлении нередко содержится информация о лице, его совершившем. В связи с этим автор предложил внести в ст.52 УПК РСФСР дополнение, установив, что одно из оснований для признания определенного лица – подозреваемым – возбуждение уголовного дела в отношении него. Это предложение получило свое развитие в ст.46 УПК РФ.
Отказ в возбуждении уголовного дела . При отсутствии оснований к возбуждению уголовного дела прокурор , следователь, дознаватель выносят мотивированное постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (ст.148 УПК РФ). Отказ в возбуждении уголовного дела по основанию, предусмотренному п.2 ч.1 ст.24 УПК РФ (отсутствие в деянии состава преступления) , допускается только в отношении конкретного лица.
В постановлении об отказе в возбуждении уголовного дела указываются время, место, данные о его составителе, содержание поступившего заявления (сообщения), и факты, установленные проведенной проверкой; мотивы и основания отказа в возбуждении уголовного дела; ссылка на соответствующие статьи уголовно-процессуального кодекса.
При вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц, прокурор , следователь , орган дознания обязаны рассмотреть вопрос о возбуждении уголовного дела за заведомо ложный донос в отношении лица, заявившего или распространившего ложное сообщение о преступлении (ч.2 ст.148 УПК РФ)
Информация об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, распространенного средством массовой информации , подлежит обязательному опубликованию.
Копия постановления об отказе в возбуждении уголовного дела в течение 24 часов с момента его вынесения направляется заявителю и прокурору. При этом заявителю разъясняются его право обжаловать данное постановление и порядок обжалования.
Отказ в возбуждении уголовного дела может быть обжалован прокурору или в суд в порядке , установленном ст.ст. 124 и 125 УПК РФ.
При рассмотрении жалобы прокурор вправе в течение 48 часов с момента вынесения дознавателем или следователем постановления об отказе в возбуждении уголовного дела отменить его и возбудить уголовное дело в порядке, установленном УПК РФ.
Признав отказ в возбуждении уголовного дела незаконным или необоснованным, судья выносит соответствующее постановление, направляет его для исполнения прокурору и уведомляет об этом заявителя.
Прокурор, следователь, дознаватель могут, не возбуждая уголовного дела, направить материалы по подследственности или подсудности, то есть передать их в тот орган, к компетенции которого относится рассмотрение и разрешение поступившего заявления или сообщения о преступлении. Например, если преступление совершено военнослужащим, то сотрудник милиции, получивший сообщение об этом, обязан зарегистрировать его и направить по подследственности в военную прокуратуру. Особого постановления при этом не выносится. Заявления или сообщения передаются по подследственности или подсудности с соответствующими сопроводительными письмами.
Стадии возбуждения уголовного дела в уголовном процессе принадлежит особое место. Основной задачей первоначальной стадии уголовного процесса является установление наличия или отсутствия оснований для возбуждения уголовного дела. Однако ни теорией, ни практикой не выработано единого мнения о том, что необходимо понимать под такими основаниями.
По действующему законодательству возбудить уголовное дело можно только при наличии достаточных данных, указывающих на признаки преступления. Некоторые процессуалисты считают, что упоминаемые в ч.2 ст.140 УПК РФ признаки преступления есть ни что иное, как признаки состава преступления, и для возбуждения уголовного дела необходимо наличие каждого из элементов, характеризующих общественно опасное деяние как преступление. Такое же мнение широко распространено и среди практических работников. Более 70 % опрошенных следователей и сотрудников органов дознания под достаточными данными, указывающими на признаки преступления, понимают информацию, которая достоверно свидетельствует обо всех элементах состава преступления. Это приводит к попыткам решить в начальной стадии задачи, перед ней не стоящие. Подобное толкование оправдывает в отдельных случаях несвоевременное возбуждение уголовных дел.
Анализ правового регулирования расчетов перерасчетов и
индексации пенсии по инвалидности
Перерасчет пенсии – это изменение размера пенсии в связи с представлением новых документов, изменением обстоятельств, от которых зависит этот размер. Индексация пенсий – это увеличение размера пенсионных выплат в целях повышения уровня жизни пенсионеров. Пенсия по инвалидности назначается на основа ...
Регистрация права на недвижимость как
объективная необходимость гражданского оборота
Регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой новую проблему для права нашей страны. Это признается практически всеми исследователями правового регулирования оборота недвижимого имущества. Однако всякий, кто обратится к истории вопроса, не может не признать относительность такой новиз ...
Возмездный и безвозмездный договор
Определение возмездных и безвозмездных договоров содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации. Согласно статье 423 Гражданского кодекса Российской Федерации: договор, по которому сторона должна получить плату или иное встречное предоставление за исполнение своих обязанностей, является возм ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).