Право и закон » Центральная избирательная комиссия в системе государственной власти » Правовой статус Центральной избирательной комиссии в советские годы

Правовой статус Центральной избирательной комиссии в советские годы

Страница 1

Автономов А.С, в своей работе «Избирательная власть» пишет: «Говорят, что «вождь народов» И.В. Сталин как-то заметил по поводу выборов: «Не важно, как проголосуют, важно, как подсчитают голоса». «Не знаю, насколько это предание соответствует исторической действительности»,- говорит автор, «но само высказывание о значимости подсчета голосов при всей его циничности весьма точно передает сущность той роли, которую играют органы, организующие выборы и устанавливающие их результаты». И.В. Сталин знал, о чем говорил; партия большевиков участвовала в альтернативных выборах как до октября 1917 г., так и после: вплоть до 1922 г. среди делегатов Всероссийских съездов Советов были представлены члены иных, небольшевистских партий, хотя их и становилось с течением времени все меньше и меньше. Как известно, в первые годы советской власти выборы в советы проводились по пропорциональной избирательной системе, что предполагало наличие нескольких партийных списков. После того как в стране осталась только одна политическая партия, была изменена избирательная система. Окончательно утвердившись во власти в качестве единоличного лидера на рубеже 20-30-х гг., И.В. Сталин принялся за создание такой системы избирательных комиссий, которая была бы в состоянии обеспечить нужные руководству государства результаты выборов. Собственно, система именно таких избирательных комиссий была образована в 30-е гг. и с небольшими модификациями просуществовала вплоть до конца 80-х гг.

В демократических государствах органы, организующие выборы, играют действительно весьма важную роль в процессе формирования институтов государственной власти и местного самоуправления, причем таких институтов, которые обладают наивысшими полномочиями на соответствующем уровне. В результате выборов власть, принадлежащая народу, передается его представителям. А организуют процесс волеизъявления народа, подсчитывают поданные голоса, подводят итоги выборов и объявляют об их результатах избирательные комиссии. Следовательно, с одной стороны, при проведении выборов многое зависит от эффективности работы избирательных комиссий, от слаженности функционирования всех звеньев системы избирательных органов, с другой стороны, честность выборов во многом определяется добросовестностью избирательных органов, прозрачностью ряда процедур, открытостью избирательных органов для взаимодействия с негосударственными и немуниципальными организациями и средствами массовой информации.

Высшие органы государственной власти по Конституции РСФСР 1918 года были представлены Всероссийским съездом Советов рабочих, крестьянских, красноармейских и казачьих депутатов, Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов и Советом Народных Комиссаров. В Конституции структура, порядок формирования и компетенция данных органов описана в разделе третьем подразделе "А" главах шестой, седьмой и восьмой соответственно. Всероссийский съезд Советов и Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов Всероссийский съезд Советов являлся высшим органом власти РСФСР. Состав съезда Советов формировался из числа депутатов городских Советов (1 депутат от 25000 избирателей), и представителей губернских съездов Советов (1 депутат от 125000 избирателей). При этом, если между губернским съездом и съездом Всероссийским стоит уездный съезд, то делегаты посылаются от уездного. Съезд Советов созывался Всероссийским Центральным Исполнительным Комитетом Советов не реже двух раз в год. Статьей 27 предусматривалась возможность чрезвычайного созыва съезда. В данном случае решение принимает ВЦИК Советов, руководствуясь собственным усмотрением, или по требованию не 1/3 населения РСФСР. Съезд Советов избирал свой постоянно действующий орган - ВЦИК Советов, численный состав которого не должен превышать двухсот человек. Ст. 29 устанавливалась полная ответственность ВЦИК перед съездом. Таким образом ВЦИК являлся органом, избираемым и подотчетным Всероссийскому съезду Советов, который осуществлял высшее государственное правление в период между съездами Советов. Также ВЦИК являлся высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом РСФСР, давал общее направление деятельности всех органов государственной власти в РСФСР. Законодательная функция ВЦИКа проявлялась в рассмотрении и утверждении проектов нормативных актов, вносимых СНК и отдельными ведомствами, а также в издании собственных нормативных актов. В Конституции (Основном законе) Российской Социалистической Федеративной Советской Республики (принята V Всероссийским Съездом Советов в заседании от 10 июля 1918 г.), главе седьмой «О Всероссийском Центральном Исполнительном Комитете Советов» в 31 – 36 ст. читаем: «Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Советов является высшим законодательным, распорядительным и контролирующим органом Российской Социалистической Федеративной Советской Республики.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Теория разделения властей в российской истории и государственно-правовой науке
Итак, после исследования генезиса теории разделения властей возникает ряд вопросов о применении данной концепции в истории российского государства, об отношении деятелей российской государственно-правовой науки к теории разделения властей. В российской истории было не так много примеров хотя бы час ...

Некоторые проблемы договора имущественного страхования и пути их решения
По договору страхования имущества возмещению подлежит утрата или повреждение имущества. При страховом случае возможна ситуация, когда имущество физически не утрачивается и не повреждается, а оказывается в таком состоянии, что не может больше выполнять свои функции. Для восстановления прежнего его с ...

Проблемы квалификации служебного подлога
Судебная практика свидетельствует о том, что норма, предусматривающая ответственность за служебный подлог, применяется не всегда правильно. Особенно остро данная проблема встает, когда следственные органы квалифицируют содеянное по ст.292 УК РФ и по совокупности с другими статьями, предусматривающи ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru