Правовое регулирование деятельности ЦИК

Страница 3

Как отмечалось, одним из признаков избирательных комиссий является то, что они обладают собственной компетенцией, установленной федеральными и региональными законами о выборах. Являясь правоприменительными органами, избирательные комиссии в своей деятельности строго придерживаются норм и положений, закрепляющих их полномочия, права и обязанности при подготовке и проведении избирательных кампаний.

Закрепление в законах о выборах полномочий, прав, обязанностей и ответственности избирательных комиссий, их членов делает комиссии независимыми при принятии собственных решений, ограждает от вмешательства в их деятельность со стороны государственных органов и их должностных лиц.

Важным признаком принадлежности ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации к государственным органам является их право принимать решения и акты, которые являются обязательными для федеральных и региональных органов исполнительной власти, государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, общественных объединений, кандидатов и граждан. Аналогичный уровень государственной защиты принимаемых решений имеют и нижестоящие (окружные, территориальные и участковые) избирательные комиссии.

Федеральное законодательство о выборах возлагает на избирательные комиссии обязанность не только реализовывать, но и защищать избирательные права граждан. Так, избирательным комиссиям предоставлены полномочия по рассмотрению заявлений и жалоб на нарушения избирательных прав граждан, при этом противоправные решения избирательных комиссий могут быть обжалованы в вышестоящую избирательную комиссию (соответственно уровню проводимых выборов) или в суд.

На основании п. 7 ст. 63 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» в случае, если избирательные права граждан нарушены вышестоящей избирательной комиссией (например, территориальной - при проведении муниципальных выборов, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации - при проведении региональных выборов), ее решения или действия могут быть обжалованы соответственно в избирательную комиссию субъекта Российской Федерации или в ЦИК России. При этом указанные комиссии могут отменить решения нижестоящих комиссий и принять новое решение по существу жалобы.

Развивая принцип независимости избирательных комиссий высшего уровня, в п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона ЦИК России совместно с избирательными комиссиями субъектов Российской Федерации наделена правом осуществлять контроль за соблюдением избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, при этом ЦИК России - независимо от уровня выборов на всей территории России, а избирательные комиссии субъектов Российской Федерации - при проведении любых выборов на территории соответствующего региона.

Указанные полномочия комиссий не только подчеркивают их статус как государственных органов, но свидетельствуют о федеративной природе системы избирательных комиссий в Российской Федерации. На основании ст. 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении России и ее субъектов находится защита прав и свобод человека и гражданина. Одно из этих прав - избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления (ст. 32 Конституции) как раз и защищают ЦИК России и избирательные комиссии субъектов Российской Федерации.

Деятельность ЦИК России по осуществлению контроля за соблюдением прав граждан на участие в выборах подробно определена в Регламенте Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Право на инспектирование и получение информации
Участники соглашения должны уполномочить компетентные органы на предоставление правообладателю достаточной возможности для инспектирования всех задержанных товаров, без ущерба для защиты конфиденциальных сведений (34). Они также должны уполномочить свои власти на предоставление эквивалентной возмож ...

Механизм исполнительной власти
В связи с тем, что вместо термина "государственного управления" стал употребляться термин "исполнительная власть", в механизме государственной власти был осуществлен переход от "разделения труда" к "разделению властей". Для исполнительной власти характерны сл ...

Права и обязанности государственных служащих
Аналогичная позиция прослеживается и у другого автора — ДМ. Овсянко, который считает, что «на государственных служащих распространяется законодательство о труде, поскольку соответствующего специального нормативного акта в административном праве пока нет»[10]. Данную точку зрения разделяет также Д.Н ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru