Компетенция Центральной избирательной комиссии

Страница 4

Перечисленные основные полномочия системы избирательных комиссий по выборам депутатов Государственной Думы позволяют более предметно оценить роль и место каждого звена этой системы, проследить их взаимосвязь друг с другом и с иными участниками избирательного процесса.

Даже из этого неполного перечня полномочий избирательных комиссий видно, что их правоприменительная деятельность подчинена основной задаче - обеспечению избирательных прав граждан и безусловной достоверности волеизъявления избирателей.

Реализацию функций избирательных органов можно рассмотреть на примере деятельности Центральной избирательной комиссии (ЦИК) РФ. Российское законодательство закрепляет целый ряд полномочий и прерогатив ЦИК РФ.

Во-первых, следует сказать о такой сфере деятельности ЦИК РФ, как принятие на основе и во исполнение соответствующего Федерального закона о выборах или референдуме различных инструкций, разъяснений и положений, а также нормативных актов избирательных комиссий субъектов РФ, изданных по поручению ЦИК РФ, и, кроме того, принятие ненормативных решений, к числу которых можно отнести акты комиссий по выполнению предписаний федерального законодательства, связанные с завершением каких-то процедур или действий. Принятие решений нормативного и ненормативного характера в некоторых случаях может быть инициировано одним из органов государственной власти, например, Президентом РФ, Конституционным Судом, Государственной Думой. Обязательность применения актов ЦИК РФ, принятых в пределах ее полномочий, никто не ставит под сомнение. При этом полномочия ЦИК могут трактоваться и довольно широко. Так, к примеру, в 1999 г. решения ЦИК РФ оказалось достаточно, чтобы выборы депутата в Чечне были отложены, хотя закон прямо не наделяет Центризбирком правом откладывать или переносить выборы в каких-либо избирательных округах в связи с чрезвычайной ситуацией. Таким образом, можно сказать, что была заложена основа для появления правового обычая, наделяющего ЦИК РФ соответствующим правом.

Во-вторых, важным направлением является правоприменительная деятельность избирательных комиссий (в первую очередь - ЦИК и избиркомов субъектов РФ), которая нацелена на обеспечение избирательных прав россиян в ходе проведения свободных выборов. Эта основная задача избирательных комиссий заключается, главным образом, в реализации полномочий по применению федерального законодательства о выборах.

В-третьих, отметим контрольные полномочия избирательных органов. В период после 1993 г. российское избирательное законодательство постепенно расширяет полномочия избирательных комиссий по контролю над соблюдением избирательных прав граждан. К примеру, теперь уже не оговаривается, как это было в положении о выборах депутатов Государственной Думы 1993 г., что ЦИК осуществляет руководство только окружными комиссиями. При посредстве избирательных комиссий субъектов РФ осуществляется взаимодействие ЦИК и органов государственной власти субъектов Федерации, координируется работа избиркомов на территории конкретных субъектов РФ. Избирательные комиссии субъектов РФ также рассматривают жалобы на действия (бездействие) и принятые решения нижестоящих избирательных органов, распределяют между территориальными избирательными комиссиями финансовые ресурсы, направляемые на проведение выборов.

Законом определены место и компетенция каждого из звеньев избирательной системы; ЦИК РФ в этой системе играет особую роль, заключающуюся в руководстве разноуровневыми избирательными комиссиями в соответствии с законодательством о выборах. Это и позволяет избирательным органам действовать слаженно. Как известно, руководство означает довольно жесткое воздействие на руководителя, однако здесь нет места мерам дисциплинарного или административного воздействия. Руководство ЦИК - это издание инструкций, иных нормативных актов, обязательных для всех без исключения избирательных комиссий, а также распределение бюджетных средств на финансовое обеспечение выборов, контроль за их целевым использованием. Немаловажное значение имеет своевременное рассмотрение ЦИК РФ жалоб и заявлений на решения и действия избирательных комиссий в ходе избирательных кампаний.

Таким образом, можно сказать, что избирательные органы выполняют целый ряд функций, присущих только им и никаким другим органам в государстве. Такая функциональная обособленность избирательных органов, образующих, как правило, единую систему, показывает, что вряд ли избирательные органы можно отнести с достаточной долей уверенности к исполнительной, законодательной или судебной ветви власти.

Подводя итог, скажем, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации создана и предназначена для проведения выборов в федеральные органы государственной власти, предусмотренные Конституцией и избираемых гражданами, то есть федеральных выборов. В настоящее время такими органами являются Президент Российской Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации. Ввиду организационного сходства избирательного и референдумного процесса на ЦИК России возложены также полномочия по организации референдума Российской Федерации. Однако сфера компетенции ЦИК России не ограничена только организацией федеральных выборов и референдумов. Ее контрольные полномочия распространяются на все выборы, проводимые в России. На ЦИК России возложены также некоторые полномочия по развитию избирательной системы.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Когда испытательный срок не устанавливается
Рассмотрим юридически значимые обстоятельства, доказанность которых освобождает лиц, поступающих на работу, от обязанности прохождения испытания: 1. Первая категория освобождается от испытательного срока при доказанности: поступления на работу по конкурсу, что подтверждается актом избрания по конку ...

Муниципальные органы
Муниципальное управление — это составная часть местного самоуправления, связанная с упорядочивающим воздействием органов муниципального управления (местного самоуправления) на муниципальное образование и взаимодействие с его субъектами с целью повышения уровня и качества жизни населения муниципалит ...

Виды административно-правовых отношений
Административно-правовые отношения можно классифицировать по нескольким основаниям. Самым немаловажным является это управленческие связи: 1) Отношения, которые отражают суть исполнительной власти. Охарактиризовывать данный вид управленческих связей можно тем, что управляющий субъект исполнительной ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru