Компетенция Центральной избирательной комиссии

Страница 2

Одним из важнейших требований к деятельности избирательных комиссий является принцип гласности, направленный на расширение реальных возможностей граждан, избирательных объединений активно участвовать в управлении государственными делами и осуществлять общественный контроль за деятельностью избирательных комиссий. Последовательная реализация этого принципа в конкретных решениях и действиях избирательных комиссий во многом предопределяет демократический характер избирательных кампаний.

В практическом плане принцип гласности предусматривает осуществление избирательными комиссиями своих функций открыто и гласно. Это находит свое выражение, во-первых, в обеспечении зарегистрированным кандидатам и их доверенным лицам, уполномоченным представителям избирательных объединений и блоков, представителям средств массовой информации и наблюдателям возможности присутствовать на заседаниях избирательных комиссий; во-вторых, в доступности информации о ходе и результатах выборов и систематическом информировании о принятых решениях и нормативных актах комиссий; в-третьих, в обеспечении беспрепятственного осуществления кандидатами, избирательными объединениями, другими субъектами избирательного процесса общественного контроля за деятельностью избирательных комиссий и принимаемыми ими решениями.

Так, в п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» закреплено положение о праве зарегистрированных кандидатов и их доверенных лиц, представителей избирательных объединений (блоков) и средств массовой информации присутствовать на всех заседаниях соответствующей комиссии. При этом указанным лицам не требуется дополнительное разрешение, а соответствующая избирательная комиссия обязана обеспечить их оповещение и возможность свободного доступа на ее заседания.

Принцип гласности в деятельности избирательных комиссий находит свое выражение и в положениях законов о выборах, определяющих порядок и сроки опубликования итогов голосования и результатов выборов. Участники избирательного процесса имеют возможность осуществлять общественный контроль за деятельностью избирательных комиссий. Заинтересованные лица, прежде всего наблюдатели, имеют право беспрепятственного доступа на избирательные участки в день голосования, в том числе на участки, образованные в воинской части, закрытом административно-территориальном образовании, больнице, СИЗО, санатории и т.д.

В указанном Федеральном законе установлены права и обязанности наблюдателей, которые вправе присутствовать на избирательных участках в день голосования с момента начала работы участковой избирательной комиссии и до составления протокола об итогах голосования. Впервые законодательно предусмотрена возможность при проведении муниципальных выборов направлять наблюдателей от группы избирателей. При этом наблюдатель допускается на избирательный участок при предъявлении подписного листа с подписями не более чем 50 граждан Российской Федерации, имеющих право на голосование.

Естественно, наиболее полно и наглядно роль и место избирательных комиссий представляется в тех полномочиях, которыми они реально наделены федеральными и региональными законами о выборах. Однако для ЦИК России сделано исключение и ее полномочия установлены также в Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». При этом в законе установлены те полномочия ЦИК России, которые позволяют говорить о ней, как о координационном центре системы избирательных комиссий в Российской Федерации, обеспечивающем синхронность в работе этой системы.

Перечислим основные полномочия ЦИК России, установленные в п. 7 ст. 22 указанного Федерального закона:

осуществление контроля за соблюдением избирательных прав граждан Российской Федерации;

организация разработки нормативов технологического оборудования, необходимого для работы избирательных комиссий, контроль за их соблюдением;

обеспечение реализации федеральных целевых программ, связанных с подготовкой и проведением выборов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов избирательных комиссий и других организаторов выборов;

осуществление мер по организации системы финансирования выборов, единого порядка распределения эфирного времени на телевидении и радио между кандидатами, установления итогов голосования и определения результатов выборов;

оказание правовой, методической, организационно-технической помощи нижестоящим избирательным комиссиям;

установление нормативов изготовления избирательного бюллетеня, списка избирателей и других избирательных документов;

организация государственной системы регистрации (учета) избирателей;

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Ответственность администраций учреждений и органов, исполняющих наказание за невыполнение требований прокурора
Правовые гарантии выполнения требований прокурора администрациями учреждений и органов, исполняющих наказания нашли закрепление в ст. 34 Закона о прокуратуре. Данная статья гласит: «Постановления и требования прокурора относительно неисполнения установленных законом порядка и условий содержания зад ...

Президент РФ в системе разделения властей
Статья 10 Конституции РФ гласит: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную», органы этих трех ветвей самостоятельны. Однако следующая, 11-я статья содержит несколько иные положения. Из анализа ее текста следуе ...

Административная ответственность за правонарушения, предусмотренные ч.3 ст.15.25 КоАП РФ
Часть 3 статьи 15.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение обязанности по обязательной продаже части валютной выручки, а равно за нарушение порядка обязательной продажи части валютной выручки, установленного в соответствии со ст.21 Закона. Порядок обязательной прода ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru