Компетенция Центральной избирательной комиссии

Страница 1

Прежде чем перейти к раскрытию этого понятия, рассмотрим особенности организации работы избирательных комиссий как коллегиальных органов, их полномочия по подготовке и проведению выборов.

Одним из определяющих начал правового статуса избирательных комиссий является принцип коллегиальности в организации деятельности комиссий. Этот принцип закреплен в п. 1 ст. 27 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и распространяется на организацию работы всей системы избирательных комиссий в Российской Федерации.

Рядом организационных особенностей характеризуется, в частности, процедура созыва и проведения заседаний избирательной комиссии, распределения обязанностей между ее членами, решения комплекса других взаимосвязанных вопросов. Так, избирательная комиссия может приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного числа. Применительно к ЦИК России федеральными органами государственной власти должно быть назначено, как минимум, 10 членов комиссии с правом решающего голоса.

В соответствии с указанным Федеральным законом заседания избирательной комиссии имеет право созывать председатель комиссии или по его поручению заместитель председателя. Заседание может быть созвано также по требованию не менее одной трети членов комиссии с правом решающего голоса. Заседание избирательной комиссии является правомочным, если на нем присутствует большинство от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Исключение сделано для избирательных комиссий высшего уровня (ЦИК России, избирательные комиссии субъектов Российской Федерации), заседания которых правомочны при наличии не менее двух третей членов комиссии с правом решающего голоса. Подобное исключение обусловлено тем, что эти комиссии в ходе проведения соответствующих избирательных кампаний осуществляют многообразные координационные функции, в том числе с правоохранительными и налоговыми органами, другими государственными органами, руководят деятельностью нижестоящих избирательных комиссий, принимают важные решения по вопросам обеспечения и защиты избирательных прав граждан, что требует повышенной ответственности членов указанных комиссий.

Члены избирательных комиссий с правом решающего голоса имеют право вносить предложения по повестке дня заседаний, а также замечания и предложения по существу обсуждаемых вопросов. При этом в целях обеспечения самостоятельности и независимости суждений членов комиссий им предоставлено право в случае несогласия с решением избирательной комиссии в письменной форме высказать свое особое мнение, которое должно быть рассмотрено комиссией, отражено в ее протоколе, приложено к нему и доведено председателем комиссии до сведения вышестоящей избирательной комиссии не позднее чем в трехдневный срок, а в день голосования - незамедлительно.

Кроме того, по требованию любого члена комиссии, в том числе и с правом совещательного голоса, избирательная комиссия обязана проводить голосование по любым вопросам, включенным в повестку дня.

В соответствии с Регламентом ЦИК России координирующие функции выполняет председатель комиссии, а именно: созывает заседания комиссии и председательствует на них, осуществляет контроль за реализацией решений комиссии, дает поручения членам комиссии и работникам аппарата, представляет комиссию в отношениях с государственными органами, должностными лицами, международными организациями, общественными объединениями, является распорядителем финансовых средств, обладает рядом других полномочий. Председатель комиссии замещает должность на постоянной основе.

В Федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» определено, по каким вопросам решения избирательной комиссии принимаются большинством голосов от установленного числа ее членов. Это вопросы избрания председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии; финансового обеспечения подготовки и проведения выборов; регистрации кандидатов или списков кандидатов; отмены регистрации кандидатов, подведения итогов голосования или результатов выборов; признания выборов несостоявшимися или недействительными; проведения повторного голосования или повторных выборов. Решения избирательной комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.

Впервые в федеральном законодательстве регулируется организационно-правовой выход из ситуации в случае подачи равного числа голосов «за» и «против» при принятии решения избирательной комиссии. В соответствии с п. 10 ст. 27 указанного Федерального закона голос председателя комиссии в данной ситуации является решающим.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Субъективная сторона преступления
Субъективная сторона преступления - это психическое отношение преступника к совершенному преступлению. К признакам субъективной стороны относятся: вина, мотив и цель совершения преступления. Вина – основание уголовной ответственности. Уголовная ответственность за невиновное причинение вреда (объект ...

Причины закрепления принципа добросовестности в гражданском праве России
Мы вслед за большинством ученых считаем, что нормы-принципы проходят определенный путь развития (эволюционируют), начиная с правовой идеи. При этом под правовыми идеями в правовой науке понимают «формы господствующего правосознания»; «научные абстракции, идеи правосознания или принципы гражданско-п ...

Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность
Любое противоправное деяние, как уже отмечалось, влечет за собой юридическую ответственность. Однако из этого общего правила имеются исключения, связанные с особенностями кри­миногенных общественных отношений, когда законодательст­вом специально оговариваются такие обстоятельства, при на­ступлении ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru