Право и закон » Соединение и выделение уголовного дела как самостоятельный институт уголовного процесса » Понятие и значение института соединения и выделения уголовных дел

Понятие и значение института соединения и выделения уголовных дел

Страница 5

Не менее важен вопрос о том, что представляют собой понятия, определяемые данными терминами, тем более что закон, используя последние, не дает их определения.

Анализ данной нормы позволяет сделать вывод о том, что эти понятия используются для обозначения совершенно противоположных явлений.

Согласно одному из подходов соединение уголовных дел – это «образование одного уголовного дела из двух или более дел, возбужденных порознь». Выделение уголовного дела – «способ возбуждения нового (самостоятельного) уголовного дела при расследовании ранее возбужденного дела о другом преступлении». Однако такой подход к пониманию вопроса о соединении и выделении уголовных дел слишком прост, так как отражает лишь техническую сторону последнего.

Справедливо, на наш взгляд, замечание ученых о том, что было бы неправильным подходить к рассматриваемым понятиям только с технической стороны. Механический подход к соединению дел способствует созданию громоздких уголовных дел с большим количеством обвиняемых, что затрудняет и замедляет как расследование, так и рассмотрение таких дел в суде. Необоснованное выделение уголовных дел может затруднить раскрытие преступлений, лишить суд возможности правильно оценить общественную опасность подсудимых.

Более того, П.С. Элькинд считает, что механический подход не приемлем при применении любой уголовно-процессуальной нормы. Это сложный, творческий процесс реализации волевого содержания правовых норм соответственно правосознанию лиц, их применяющих. При этом важным моментом применения норм является «широкая оперативная самостоятельность» компетентных органов государства.

Указанная самостоятельность выражается, в частности, в статусе следователя, определяемом УПК. Согласно положений данной статьи следователь самостоятельно направляет ход расследования, принимает решения о производстве следственных и иных процессуальных действий, за исключением случаев, когда в соответствии с законом требуется получение судебного решения или санкции прокурора.

Анализ норм рассматриваемого института позволяет утверждать, что под соединением и выделением уголовных дел понимается не что иное, как процессуальное решение правомочного лица (органа).

Принятие решения обуславливается необходимостью достичь определенной цели. С точки зрения этимологии «цель» означает предмет стремления, то, что надо, желательно достичь, осуществить. Несомненно, соединение и выделение уголовных дел, как процессуальные решения также имеют свои цели. Говоря о целях института соединения и выделения уголовных дел, процессуалисты высказывают различные мнения.

Так, например, Саркисянц Г.П. видит цель соединения нескольких дел в одном производстве в обеспечении наибольшей эффективности следствия.

Миньковский Г.М. считает, что данный институт обеспечивает «целеустремленное и быстрое» разрешение уголовного дела, полноту исследования его обстоятельств, наилучшие условия для установления истины.

Ряд авторов считает, что цель института соединения и выделения уголовных дел состоит в обеспечении правильного объема следственного производства.

Поддерживая последнюю точку зрения, Шарафутдинов Ш.Ф., Дробинин Д.В., кроме того, видят цель соединения и выделения уголовных дел и в создании оптимальных условий расследования и судебного разбирательства, позволяющих в полной мере реализовать требования закона о быстром, всестороннем, полном и объективном исследовании обстоятельств дела.

Из указанных точек зрения в двух последних допускается, на наш взгляд, смешение понятий целей и задач института соединения и выделения уголовных дел.

С очевидностью заслуживает поддержки мнение ученых, занимавшихся вопросами процессуальных решений, которые указывают, что: «Цели процессуальных решений следователя определяются не произвольно, а выбираются из числа тех, которые указаны в уголовно-процессуальном законе».

Ст. 4 УПК КР говорит о назначении (целях) уголовного судопроизводства. Именно назначение, цели, поставленные перед уголовным судопроизводством, являются «общими целями» как для института соединения и выделения уголовных дел, так и для всех других институтов, составляющих уголовный процесс (в рамках институтов).

На уровне всего судопроизводства, «общие цели» институтов, соответственно, не могут быть достигнуты посредством применения лишь одного отдельно взятого института.

Поэтому, представляется справедливым говорить о наличии у уголовно- процессуального института своей непосредственной цели, которая также указана в уголовно-процессуальном законе, и может быть достигнута при применении конкретного института в результате реализации поставленных перед этим институтом задач.

Задача – это то, что требует исполнения, разрешения1. Поэтому, думается, что разрешение вопроса о совместном или раздельном исследовании различных обстоятельств, подлежащих установлению в рамках конкретного уголовного дела, предпочтительнее считать задачей, а не целью института соединения и выделения уголовных дел. Задача института состоит как раз в том, чтобы разрешить складывающиеся при этом правоотношения. Урегулировав правоотношения, институт тем самым достигает своей непосредственной цели – обеспечивает всестороннее и объективное исследование обстоятельств преступного деяния, а также способствует реализации целей всего уголовного судопроизводства.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Трудоустройство граждан
Меры социально-правовой защиты безработных граждан В соответствии с Законом о занятости населения государство гарантирует безработным: - выплату пособия по безработице, в том числе в период временной нетрудоспособности безработного; - выплату стипендии в период профессиональной подготовки, повышени ...

Проблемы урегулирования конфликта интересов на государственной службе
В современных условиях острейшей проблемой России является коррупция, достигшая масштабов социальной угрозы, препятствующая нормальному функционированию государственных и общественных механизмов, подрывающая авторитет государственной власти и управления, затрудняющая проведение социальных преобразо ...

Принципы построения муниципальных бюджетов
В основе финансовой деятельности государства и муниципальных образований лежат определенные исходные начала – принципы, отражающие специфику данного вида государственной деятельности. В юридической науке под принципами принято понимать закрепленные в законодательстве основополагающие руководящие на ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru