Приступая к рассмотрению данного вопроса нужно отметить, что юридической наукой используется довольно широкий спектр оснований для классификации правоотношений. Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям.
Так белорусские ученые А.Ф.Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский предлагает следующую классификацию правовых отношений:
по отраслевому признаку (с учетом предмета правового регулирования) – на государственно-правовые (конституционные), административно-правовые, гражданско-правовые и т.д.;
по видам лежащих в их основе общественных отношений, юридической формой которых они являются – на экономические, политические, социально-культурные и др.;
по функциональному критерию – на регулятивные (правоотношения связанные с приобретением реализацией субъективных прав и обязанностей путем правомерного поведения их участников) и охранительные (правоотношения связанные с применением государственного принуждения в целях защиты и восстановления нарушенных прав, обеспечением исполнения не реализованных обязанностей, исполнением назначенного наказания);
в зависимости от отрасли права - на материально-правовые (гражданско-правовые сделки, трудовые соглашения, отношения, связанные с финансированием, кредитованием, инвестированием. и процессуально-правовые (отношения в области судопроизводства, административного воздействия и т.п.);
в зависимости от метода правового регулирования – на предполагающие правовое равенство сторон (семейные, трудовые правоотношения) и отражающие их соподчинение (административно-правовые, уголовно-процессуальные, уголовно-исполнительные);
по количеству участвующих в них сторон - на простые или двухсторонние (правоотношения купли-продажи, трудовой контракт и т. д.), и сложные, в которых присутствует более двух сторон, (уголовный процесс и т. д.);
по продолжительности действия - на одномоментные (продолжаются то краткое время, которое необходимо для их осуществления (купля-продажа, оказание срочной услуги)) и длящиеся (продолжаются определенное или неопределенное время (брак, воинская служба));
по характеру субъективных обязанностей- на активные (субъективная обязанность одной стороны состоит в совершении определенных положительных действий, а субъективное право другой стороны - в возможности требовать исполнения этой обязанности) и пассивные (обязанность одной стороны состоит в воздержании от определенных действий, а право другой – в возможности требовать такого воздержания)
по степени конкретизации их субъектов – на относительные, абсолютные и обще регулятивные (общие). В относительных правоотношениях конкретно (поименно) определены все участники (управомоченные и обязанные субъекты - покупатель и продавец, истец и ответчик). В абсолютных же правоотношениях, как полагают их сторонники, точно известна лишь управомоченная сторона, а обязанные лица - все возможные субъекты, призванные воздерживаться от нарушений интересов управомоченного (авторские правоотношения).
По вопросу обще регулятивных (общих) правоотношений существует несколько разных точек зрения. Так, согласно одной точке выделение подобных правоотношений недостаточно убедительно и практически бесполезно. А по мнению Н.И. Матузова, общие правоотношения, в отличие от конкретных, выражают юридические связи более высокого уровня между государством и гражданами, а также последних между собой по поводу гарантий и осуществления основных прав и свобод личности (право на жизнь, честь, достоинство, безопасность и т.п.), а равно обязанностей (соблюдать законы, уважать права других граждан). Данные правоотношения возникают на основе норм Конституции, важнейшего законодательства и являются базовыми для отраслевых правовых отношений.
В заключение рассматриваемого вопроса нужно отметить, что не всякая правовая связь должна рассматриваться как правоотношение. Всеобщая правовая связь, определяемая правовой нормой и не обусловленная юридическими фактами, относиться к сфере объективного права. Правоотношения же при всех обстоятельствах есть форма реализации права, предполагающая абсолютную конкретизацию всех ее элементов, включая и субъектов.
Орган управления административно-политической сферой в СССР в 50-60 годы XX в
В первые послевоенные годы система управления обороной страны не отличается стабильностью. В 1950 году Министерство вооруженных сил было разукрупнено на Военное министерство и Военно-морское министерство. Во время общей реорганизации министерств в 1953 году их вновь объединяют в одно ведомство – Ми ...
Негативное отношение населения к
институтам власти
Протестные настроения россиян исследовались в ходе опроса, проведенного «Левада-центром» в октябре 2013 года. Результаты ответов на вопрос о причине протестных настроений вследствие падения уровня жизни, приведены в табл. 2.5. Таблица 2.5 Как вы думаете, насколько возможны сейчас в вашем городе/сел ...
Отграничение террористического акта от бандитизма, пиратства и диверсии
На фоне роста преступлений террористического характера нередко одни и те же события оцениваются и как террористический акт и как бандитизм, а в СМИ такие понятия, как «терроризм» и «бандитизм» в основном употребляются в качестве взаимозаменяемых слов-синонимов. Однако такого рода отождествления пре ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).