Прежде чем рассмотреть понятие безработного гражданина, необходимо определиться, что же означает безработица. Безработица – это социальное явление, характерное почти для всех стран. Она вызывается различными причинами и оказывает отрицательное воздействие, как на конкретного гражданина, так и на положение государства в целом. Оценка реальной ситуации в сфере занятости, а также международный опыт позволяют утверждать, что безработица в пределах 5-7% от экономически активного населения не только неизбежна, но и вполне приемлема, поскольку совместима с поддержанием нормальной социально-экономической жизни в стране. Тем не менее, безработица для любого государства – важная социальная проблема.
В соответствии с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированные в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, которые ищут такую работу и готовы приступить к ней. Безработным может быть признан только гражданин, который не является занятым. Поэтому признание гражданина занятым лишает его возможности получить статус безработного.
В связи с изложенным из приведенного правового понятия безработного гражданина можно выделить следующие обстоятельства, доказанность которых влечет возникновение права на признание безработным.
Во-первых, таким обстоятельством является трудоспособность гражданина. В п. 3 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» наличие у гражданина трудоспособности презюмируется по достижении возраста 16 лет. По достижении данного возраста гражданин в силу законодательства о занятости населения считается трудоспособным.
Поэтому на него не может быть возложена обязанность по доказыванию наличия у него трудоспособности. Нельзя не заметить, что в ст. 63 ТК РФ установлен общий возраст для поступления на работу в 16 лет. Однако для отдельных категорий работников возраст для поступления на работу в этой статье снижен до 15 и 14 лет, а отдельные категории работников могут быть привлечены к творческим видам занятости и до достижения возраста 14 лет. Следовательно, в отдельных случаях законодательство признает трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а иногда и не достигших 14 лет. По отношению к этим лицам Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части признания трудоспособными исключительно лиц, достигших возраста 16 лет, вступает в противоречие со ст. 63 ТК РФ, которая признает при определенных в ней обстоятельствах трудоспособными лиц, достигших 15 лет, 14 лет, а в отдельных случаях и не достигших возраста 14 лет. Данное противоречие следует разрешать путем применения ст. 63 ТК РФ, который в силу требований ст. 5 ТК РФ имеет приоритет перед другими федеральными законами в сфере труда, в том числе и перед Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации». В связи с изложенным трудоспособные граждане, которые не достигли возраста 16 лет, могут требовать признания за ними статуса безработного гражданина при доказанности других обстоятельств, характеризующих данное правовое понятие.
Во-вторых, обстоятельством, характеризующим правовое понятие безработного гражданина, является отсутствие у него работы и заработка. То есть безработный гражданин не может быть занятым. Признание гражданина занятым свидетельствует о наличии у него работы и заработка, что исключает возможность признания его безработным гражданином. Доказательством, подтверждающим рассматриваемое обстоятельство, могут быть трудовая книжка, в которой отсутствует запись о приеме на работу, справка органов Пенсионного фонда РФ об отсутствии взносов, которые выплачиваются за занятых граждан.
В-третьих, к числу обстоятельств, характеризующих правовое понятие безработных граждан, относится регистрация в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы. Порядок регистрации безработных граждан утвержден Постановлением Правительства РФ от 22 апреля 1997 года № 458. Данный порядок предусматривает два вида регистрации безработных граждан. Во-первых, в нем предусмотрена первичная регистрация безработных граждан. Во-вторых, им установлена регистрация граждан в качестве безработных. Нельзя не заметить, что из правового понятия безработного гражданина вытекает один вид регистрации в органах службы занятости – регистрация в целях поиска подходящей работы. Сказанное позволяет сделать вывод о том, что введение первичной регистрации безработных граждан вступает в противоречие с п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», в котором дано понятие безработного гражданина. Причем из понятия «первичная регистрация безработных граждан» напрашивается вывод о том, что гражданин является безработным. Рассматриваемое противоречие следует разрешать в пользу применения п. 1 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», который имеет большую юридическую силу по отношению к Постановлению Правительства, являющемуся подзаконным нормативным правовым актом. В силу требований названного Закона органы службы занятости должны осуществлять регистрацию безработных граждан с целью поиска подходящей работы. В п. 7 Порядка регистрации безработных граждан перечислены документы, которые представляются безработными гражданами для регистрации в целях поиска подходящей работы. К их числу относятся:
Виды правоотношений
Приступая к рассмотрению данного вопроса нужно отметить, что юридической наукой используется довольно широкий спектр оснований для классификации правоотношений. Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям. Так белорусские ученые А.Ф.Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский ...
Силовая составляющая правовой России
Благодаря писателю Джорджу Оруэллу в обиходе появилось такое понятие как «Большой Брат». Оно олицетворяет символ диктатуры, держащей под колпаком все общество и предельно ограничивающей политические и гражданские права и свободы. По большому счету, с этим проявлением имели дело и мы – те, кто родил ...
Уголовный кодекс Российской Федерации – источник
уголовного права: структура, юридические характеристики
Уголовное право как отрасль права представляет собой совокупность юридических норм, установленных высшими органами государственной власти, которые определяют преступность и наказуемость деяний, основания уголовной ответственности, цели наказания и систему наказаний, общие начала их условия и назнач ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).