Признав необходимым производство по делу судебной экспертизы, следователь или суд выносит мотивированное постановление, которое является процессуальным основанием для ее проведения. Закон не устанавливает обязательной структуры такого постановления. На практике постановление о назначении экспертизы, как правило, включает вводную, описательную, резолютивную части. Во вводной части указываются место и дата вынесения постановления, фамилия, должность и место работы лица, его вынесшего, номер уголовного дела, фамилия обвиняемого (если она установлена), статьи УК, в соответствии с которыми последний привлечен к ответственности.
В описательной части кратко излагается фабула дела и обстоятельства, в связи с которыми возникла потребность в специальных познаниях (могут указываться также некоторые особенности объекта исследования, представляющие интерес для эксперта, например, условия хранения, способные вызвать его изменения), статья УПК, в соответствии с которой назначена экспертиза.
В резолютивной части постановления указывается род или вид экспертизы, формулируются вопросы, выносимые на разрешение эксперта, назначается эксперт или определяется судебно-экспертное учреждение, сотрудникам которого поручено производство экспертизы, приводится перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта.
Большое значение имеет правильное формулирование вопросов, выносимых на экспертизу. Они должны быть конкретными, четкими и ясными, не допускающими двоякого толкования. Если вопросы взаимосвязаны, их следует задавать в логической последовательности. В методической литературе по судебной экспертизе имеются перечни типовых вопросов для различных видов судебных экспертиз, однако при их использовании надо учитывать специфику конкретной экспертной задачи, не включать в постановление вопросы, не относящиеся к делу, задаваемые «на всякий случай». Это лишь увеличивает сроки производства экспертизы, оставляя информативность и доказательственное значение заключения на прежнем уровне. На некоторые вопросы проще получить ответ в ходе соответствующих следственных действий (допрос, следственный эксперимент и другое), чем экспертным путем.
Задаваемые вопросы должны относиться к компетенции эксперта. Нельзя ставить на разрешение экспертизы вопросы правового характера, в частности, о наличии признаков состава преступления, виновности или невиновности определенного лица и форме его вины. При формулировании вопросов следователь или суд может консультироваться с экспертом или специалистом.
В резолютивной части постановления приводится также перечень материалов, предоставляемых в распоряжение эксперта. К ним относятся объекты экспертного исследования, образцы, необходимые для проведения сравнительных исследований, протоколы следственных действий и другие документы, содержащие сведения, необходимые эксперту для производства исследований и дачи заключения.
Подготовка к экспертизе включает отбор образцов для сравнительного исследования. Это самостоятельный вид объектов, отбор которых зависит от рода и вида экспертизы, характера вопросов, выносимых на ее разрешение. Одним из тактических условий получения образцов для сравнительного исследования является верное (с точки зрения следственной ситуации, цели исследования и состояния объектов) определение момента их получения. Образцы, направляемые на экспертизу, должны быть необходимого качества, в нужном количестве и достоверного происхождения.
Общие принципы взаимодействия палат Российского
парламента
Современная российская законотворческая практика складывается таким образом, что основная составляющая законодательной работы в ее содержательном плане выполняется Государственной Думой Федерального собрания РФ, соответственно ей принадлежит ключевая роль в законотворческой деятельности. Объясняетс ...
Понятие юридических фактов и их классификация
является юридический факт, который включает в себя конкретные жизненные обстоятельства. Рассматриваемые факты называются юридическими, поскольку предусмотрены в нормах права: прямо - в гипотезе, косвенно - в диспозиции, санкции. Как только в жизни появляются факты, указанные в гипотезе нормы, после ...
Закон как инструмент государственного управления
Под инструментами государственного управления понимаются средства практической реализации управленческого решения. Среди инструментов государственного управления выделяют две подгруппы: общие (универсальные) и локальные. Общие инструменты управления – это существующие, закрепленные в правовых актах ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).