Эволюционный процесс становления российской государственности был прерван революцией. В отличие от первой русской революции 1905-1907 года итогом второй стало полное свержение империализма и установление новой власти, власти народа. Несмотря на сопротивление буржуазного меньшинства и финансирование этого сопротивления из-за рубежа, в январе 1918 года было официально провозглашено создание Советской республики.
Рождение нового государства - далеко не легкое дело, особенно когда это новое государство строится на абсолютном отрицании всего, что осталось от старого государства, на разрушении всех старых государственных основ. Более того, быть революционером и быть управленцем - разные вещи, поэтому большевики столкнулись с множеством препятствий при построении своего государства: прежде всего, нужно было организовать государственный аппарат управления с нуля. Россия - огромная страна, населенная разными национальными группами. К тому же, для страны было непростое время - конец Первой мировой войны, гражданская война в самой России. Поэтому справедливо сказать, что большевики проделали колоссальную работу по организации управления огромной страной в кратчайшие сроки.
Данная тема получила широкое освещение в литературе как российской, так и иностранной. В частности, Б. Рассел и Д. Рид, рассматриваемые нами в ходе работы, давали разные оценки происхдящим событиям после посещения советской России. Среди российских исследователей следует упомянуть работы А. Воротникова, А. Чистикова, А. Чернышову. В исследовании мы использовали не только такие источники, как работы В. И. Ленина по организации труда, первые советские декреты, а также Конституцию, но и учебные пособия и исследования российских историков и политологов. Можно сказать, что наша оценка событий во многом совпадает с оценкой С. Г. Кара-Мурзы.
Однако, несмотря на достаточно глубокую изученность вопроса, он не теряет актуальности и в наши дни. Пожалуй, ни одна страна в мире не может похвастаться тем, что ее управленческий аппарат имеет такую оптимальную организацию, что бюрократической волоките в нем нет места. К тому же опыт большевистского государства является действительно уникальным - в стране не было прецендетнов по созданию нового государства в таких условиях.
Целью данной работы является анализ становления советского государственного аппарата, его организационной структуры и компетенции органов, а также изучение эффективности его работы. Хронологическими рамками исследования были определены начальные годы установления советской власти - с 1917 по 1920 гг.
Для достижения поставленной цели нами были определены следующие задачи:
проследить исторические условия становления управленческого аппарата РСФСР;
изучить основы организации органов управления и круг полномочий этих органов;
проанализировать правовые основы Советов;
дать оценку составу управленческого аппарата с точки зрения его эффективности и компетентности.
Данные задачи нашли свое отражение и в структуре работы. Так, в первой главе мы рассматриваем становление государственного аппарата в исторической перспективе, в первом параграфе первой главы мы изучили предпосылки установления советской власти, второй параграф посвящен созданию советских органов управления, их структуре и компетенции. В третьем параграфе первой главы мы рассматриваем правовые основы советского государства и его основной закон - Конституцию. Вторая глава посвящена анализу эффективности организации управленческих органов и рассмотрению организационных особенностей советского аппарата, чему и посвящен первый параграф второй главы. Во втором параграфе мы анализируем эффективность советского государственного аппарата точки зрения его кадрового состава и организационной целостности.
В исследовании темы мы использовали метод анализа источников, монографий и научной литературы, статей научных журналов, а также метод обобщения и построения аналогий для составления выводов и общего анализа в соответствии с целями работы.
Процессуальный порядок реабилитации
Процессуальный порядок реабилитации включает: признание права на реабилитацию; уведомление реабилитируемого; обращение реабилитированного с требованием о возмещении вреда; определение размера причиненного вреда и разрешение требования судьей, прокурором, следователем; реальное возмещение вреда. Пра ...
Организация деятельности подразделений
вневедомственной охраны
Управление нарядами СПП во время несения службы осуществляется соответствующими дежурными пунктов централизованной охраны или дежурных частей СПП. В отделах (отделениях) вневедомственной охраны, где отсутствует штатная численность дежурных ПЦО и дежурная часть СПП, управление нарядами СПП осуществл ...
Особенности содержания и риски по договору строительного подряда
Закон придает большое значение отношениям связанным с подготовкой, уточнением и изменением технической документации. Техническая документация должна определять объект содержание работ и т.д. Её может предоставить любая из сторон, что должно отразиться в договоре. Статья 743 ГК предусматривает обяза ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).