В первой главе мы рассмотрели становление властных структур советского государства, и увидели, что идеи по созданию наиболее эффективной формы организации власти принадлежали В. И. Ленину. Он излагал свои принципы в таких работах, как «Очередные задачи Советской власти», «Набросок правил об управлении советскими учреждениями», «Лучше меньше, да лучше» и другие. Эти принципы служили руководством не только по созданию государственного аппарата молодой страны Советов, но и также по его усовершенствованию в поздние годы. Ленин указывал, что советский государственный аппарат должен иметь совершенную организацию, быть экономичным, строго соблюдать революционную законность и трудовую дисциплину, проявлять повседневную заботу о нуждах народа. Он требовал вести решительную борьбу с проявлениями бюрократизма и волокиты. Принцип такой организации не имел прецендентов в истории, поскольку разительно отличался от буржуазного стиля организации власти.
СНК явился результатом его стремления создать такой центральный аппарат управления, который при удачном сочетании принципов коллегиальности и единоначалия был бы теснейшим образом связан с массовыми организациями трудящихся. Принимая во внимание размеры России и ее многонациональное население, советская власть постаралась учесть те же принципы и в организации Советов на местах. 24 декабря 1917 г. наркомат внутренних дел опубликовал Обращение к Советам об организации местного самоуправления и Инструкцию о правах и обязанностях Советов. В Обращении указывалось, что вся страна должна покрыться сетью советских органов, находящихся в тесной взаимозависимости. Несмотря на то, что каждый из них, вплоть до самых мелких, является вполне автономным в вопросах местного характера, он должен согласовывать свою деятельность с общими декретами центральной власти и постановлениями тех более крупных организаций, в состав которых он входит. Это позволило создать однородный организм - Республику Советов.
Инструкция намечала первые шаги к установлению единообразия в структуре аппарата местных Советов. В основе советского государственного аппарата лежит принцип демократического централизма, поэтому вышестоящие органы носят руководящую роль, но в то же время компетенции вышестоящих и подчиненных органов разграничены. При Советах и исполкомах создавались отраслевые отделы или комиссариаты. К ним относились отделы земледелия, юстиции, социального обеспечения, народного просвещения, труда, продовольственный, дорожно-строительный, здравоохранения и др.
Обширная компетенция местных Советов вытекала прежде всего из идеи полновластия Советов. К тому же на практике они не всегда имели время и технические возможности, чтобы испросить санкцию вышестоящих органов. Таким образом, органами, регулирующими всю местную жизнь, становились местные Советы, подчиненные центру, что отражает ленинский принцип единства и полновластия Советов.
Еще одной особенностью было то, что строительство аппарата управления социалистического государства осуществлялось впервые, и потому у пришедших к власти представителей рабочего класса и революционного крестьянства не было опыта государственного управления. «Многого мы тогда себе не представляли, - вспоминал впоследствии руководивший организацией и деятельностью Наркомвнудела Г.И. Петровский . - Подчас не знали, как и приступить к делу». Весьма ощутимым было отсутствие собственных кадров работников, которые имели бы навыки в области государственного управления и особенно специалистов по различным отраслям хозяйства и культуры.
Как вспоминает М.С. Смиртюков, работавший в СНК в период с 1930 по 1990 годы, «организационный талант Ленина заключался в том, что он постоянно совершенствовал структуру правительства с учетом сложившейся ситуации». Ввиду отсутствия компетентных кадров, управленческий аппарат состоял из вчерашних крестьян и рабочих. Готовить сотрудников Совнаркома и наркоматов было негде и некогда, и поэтому Ленину приходилось тратить колоссальное количество времени, чтобы разъяснить большинству членов правительства и сотрудников аппарата их задачи. Он делал это путем составления инструкций и записок по различным вопросам, в которых подробно и по пунктам расписано, что и как нужно делать. Неисполнение этих подробных указаний вело к строгим выговорам.
Государственное управление, сущность и особенности
Конституция Российской Федерации 1993 года отказалась от термина государственное управление. Вместо него в оборот внедрен новый термин - исполнительная власть. В соответствии со ст. 10 Конституции Российской Федерации 1993 г. государственная власть осуществляется на основе разделения на законодател ...
Дореволюционное развитие государственной службы
Институт государственной службы невозможно рассматривать вне контекста ситуации развития государства и права, поскольку он имеет непосредственное отношение и к государству, и к праву. С целью обобщения исторического опыта, соблюдения преемственности норм права институт государственной службы нужно ...
Современная политика РФ в области управления земельными ресурсами
Одной из задач государственной политики по обеспечению эффективного использования и охраны земельного фонда как составной части окружающей среды является дальнейшая модернизация системы публичного управления земельным фондом, включающая в себя как совершенствование традиционных функций в сфере упра ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).