Право и закон » Особенности структуры и эффективность работы Советского государственного аппарата » Особенности организации работы советского управленческого аппарата

Особенности организации работы советского управленческого аппарата

Страница 2

Например, придавая большое значение правильной организации работы правительства, В.И. Ленин лично составляет правила подготовки заседаний Совнаркома: «От каждого Комиссара, вносящего какой бы то ни было вопрос в порядок дня Совета Народных Комиссаров, требовать предварительного письменного заявления с указанием: а) в чем состоит вопрос (кратко). б) Что именно предлагается Совету НарКом? в) Затрагивает ли данный вопрос ведомства других комиссаров? каких именно? есть ли от них письменные заключения?». На заседании СНК 18 декабря принимается постановление, утверждавшее эту инструкцию В.И. Ленина и обязывающее народных комиссаров исполнять ее (причем взять с них подписку).

Другой отличительной особенностью организации управленческого аппарата является его небольшая численность. Управленческий аппарат, по Ленину, должен быть минимальным, но сильным, экономичным, деловым и гибким. В январе 1918 года штате Управления делами Совнаркома было 32 постоянных сотрудника, в том числе работники секретариата, приемной, экспедиции, бухгалтерии, столовой, дежурные матросы и выполнявшие обязанности связных военные самокатчики, которые развозили почту на велосипедах. Образованный при Совете Народных Комиссаров аппарат В.И. Ленин сумел превратить, несмотря на его малочисленность, в четкий и оперативный орган, с помощью которого быстро решались самые разнообразные вопросы государственной политики.

Как отмечает Смиртюков, после переезда из Петрограда в Москву практически все высшие органы управления республикой (Совнарком РСФСР, и ВЦИК) располагались в одном здании - Казаковском корпусе Кремля. После образования СССР в нем хватило места и для союзного Совнаркома. Ленин был сильным организатором и справедливо считал, что чем меньше аппарат, тем легче его контролировать.

Поскольку объем работы, которую приходилось выполнять комитетам и управлениям, был чрезвычайно велик, они начали делегировать часть работы подчиненным комитетам. Кроме того, Ленин придерживался принципа экономии времени, и с этой целью пытался усовершенствовать структуру аппарата и систему принятия решений. Если вопрос одного ведомства не требовал согласований с другими наркоматами, он подписывал решение Совнаркома о нем сам, ни с кем не советуясь. Для согласования мелких, но требующих быстрого решения вопросов был создан Малый Совнарком. Крупные вопросы, которые не могли ждать, отправлялись на голосование вкруговую. Особый человек с пачкой проектов решений Совнаркома объезжал всех его членов, которые писали на проектах - за или против.

Другим важным принципом организации властной структуры Ленин считал борьбу с бюрократизмом и волокитой в работе органов управления. Это достигается за счет того, что, в первую очередь, большинство органов является выборным, и логично предположить, что народ будет выбирать наиболее эффективных работников. Второе - сведение оплаты труда «чиновников» к среднему рабочему уровню. Третье - сведение волокиты и задержек решения к минимуму - все решения должны приниматься оперативно, не откладываться. Контролю Владимир Ильич уделял самое большое значение и написал об этом письмо заместителям и управляющему делами.

Так, Ленин был строг в вопросах регламента выступления на заседаниях СНК. Все выступающие были обязаны укладываться в отведенное для них время. Неприемлемы опоздания на заседания. Ленин считал, что заместители и управляющие делами не меньше двух третей рабочего времени должны уделять контролю над исполнением решений. Смиртюков рассказывает, что по заданию В. И. Ленина была разработана «контрольная карточка, в которой печатался текст решения Совнаркома, ответственные за его исполнение и сроки исполнения. Один экземпляр карточки оставался у ответственного за исполнение лица, а второй находился в контрольной группе, которая следила за сроками и докладывала руководству обо всех случаях их несоблюдения. Эта система контроля существовала все время моей работы в Кремле».

Таким образом, мы видим особый, ленинский способ ведения дел. Смиртюков также говорит об особом, товарищеском стиле отношений при Ленине. Однако ленинский стиль отношений исчез после 1937 года вместе с исчезновением из Кремля последних ленинцев, которые еще старались быть похожими на Владимира Ильича и быть сначала товарищами, а только потом руководителями.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Наказание как юридическая мера
В настоящее время в уголовно-правовой науке большинство авторов и ученых склонны считать, что содержание наказания заключается в лишении или ограничении прав и свобод осужденного. По мнению профессора А. В. Наумова, «наказание всегда связано с ограничением прав и свобод лица, совершившего преступле ...

Денежная оценка земель сельскохозяйственного назначения Республики Крым
Таблица 2.5 Расчет денежной оценки пашни по Республике Крым № П.П. Показатели Порядок получения или расчета показателя Значение показателя 1 Дифференциальный рентный доход с гектара пахотных земель по Крыму , грн. По экономической оценке земель по производству зерновых культур (1988г.) 567,4 2 Дифф ...

Специфика государственных методов управления
Методы государственного управления — это способы и приемы непосредственного и целенаправленного воздействия органов государственного управления (должностных лиц) на подчиненные им объекты управления. Методы государственного управления неразрывно связаны с формами государственного управления. Метод ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru