Право и закон » Воинские преступления - сравнительно-правовой анализ

Воинские преступления - сравнительно-правовой анализ

Военнослужащие как граждане Российской Федерации наделены теми же правами и свободами, которые присущи всем гражданам и изложены в Конституции РФ. В силу особенностей федеральной государственной службы на них действующим законодательством возложены дополнительные обязанности, а в понятие статуса, как это вытекает из ст. 1 Закона РФ "О статусе военнослужащих", входит и их ответственность.

Особое место среди видов ответственности занимает уголовная. Анализ понятия преступления, в том числе посягающего на порядок несения военной службы, позволяет прийти к выводу о существующей тесной взаимосвязи прав, обязанностей и ответственности военнослужащих, характеризующих их конституционно-правовой статус.

Правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция РФ, ст. 59 которой провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности гражданина Российской Федерации. Это требование запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим - нарушать установленный порядок ее прохождения.

Военнослужащие несут уголовную ответственность на одинаковых для всех граждан основаниях независимо от воинского звания и занимаемой должности . Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к ответственности за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских преступлений .

Понятие преступлений против военной службы создает правовую базу для борьбы с данного рода посягательствами и для развития законодательства в соответствии с изменениями, происходящими в экономической, политической, военной и иных сферах общественной жизни. Воинское преступление - одна из угроз военной безопасности государства, его общественная опасность проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности страны.

Специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы состоит в том, что они нарушают не только соответствующий уголовно-правовой запрет, но и правила несения военной службы, возложенные на военнослужащих обязанности, закрепленные в других законах, воинских уставах иных нормативно-правовых актах. Содержание каждого воинского преступления можно уяснить только посредством анализа определенных военно-правовых норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Например, без обращения к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ нельзя уяснить сущность допущенных виновным нарушений правил караульной службы и наступивших при этом последствий.

Армия всегда имела и имеет своим назначением охрану целостности и суверенитета государства, существующего в нем порядка. Вместе с тем военнослужащие никогда не могли бы выполнить возложенные на них задачи, если бы каждый из них действовал по своему усмотрению. Сила армии заключается в ее единении. Основу такого единения всегда составлял принцип единоначалия, который наделяет командиров (начальников) властью отдавать приказы и требовать их исполнения, а подчиненных обязывает исполнять такие приказы.

Тема воинских преступлений является актуальной во все времена существования армии. Так как в последнее время усугубились социальные проблемы, уровень жизни военнослужащих, проблема преступлений против военной службы остается одной из самых серьезных.

В связи с реформой в армии, а также усовершенствованием военного законодательства появляются новые аспекты в изучении интересующего нас вопроса.

Воинские преступления или преступления против военной службы являются объектом исследования моей дипломной работы. Большинство норм уголовного законодательства Российской Федерации имеет универсальный характер: вопросы ответственности за совершение преступлений, как правило, решаются одинаково независимо от того, в какой сфере общественной жизни они совершены. Так, нормы о преступлениях против собственности защищают имущественные интересы всех физических и юридических лиц, в том числе воинских частей; нормы о соучастии в преступлении одинаково применяются ко всем лицам, в том числе и военнослужащим; осужденные военнослужащие на равных с другими осужденными условиях отбывают наказание в виде лишения свободы и т. д. Однако существует ряд норм УК РФ, которые либо полностью выражают исключительные интересы военной службы, либо обособляют эти интересы среди других. Эти нормы образуют систему, которую можно выделить в специальную подотрасль уголовного права и назвать ее военно-уголовным законодательством.

Цель работы. Изучить понятие и виды военных преступлений современности относительно преступлений против военной службы возникших изначально с возникновением армии.

Выяснить новые проблемы военных преступлений и найти более радикальное решение этих проблем. Определить справедливость наказаний за военные преступления и виды наказаний.

Задачи. На основе собранного материала провести сравнительно правовой анализ военных преступлений за всю историю существования военных преступлений, выяснить причины возникновения воинских преступлений и правомерность их наказания.

Изменения, произошедшие в уголовном законодательстве Российской Федерации в связи с принятием в 1996 году нового Уголовного кодекса, ставят перед учеными-правоведами и практическими работниками актуальные задачи проведения теоретических исследований в этой отрасли права. Данная работа содержит глубокий анализ весьма специфического раздела уголовного права — военно-уголовного законодательства.

Военно-уголовное законодательство Российской Федерации должно отражать основные теоретические положения уголовно-правовой науки, а также тенденции в строительстве военной организации государства, и прежде всего Вооруженных Сил Российской Федерации, и потребности укрепления воинского правопорядка и дисциплины в современных условиях. Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г. не в полной мере соответствует изложенным условиям. Далеко не все его положения, относящиеся к военно-уголовному законодательству, следует признать научно обоснованными.

Во-первых, исключение из гл. 33 УК РФ целого ряда воинских преступлений, в том числе совершаемых военнослужащими в военное время или в боевой обстановке, без достаточных к тому оснований ограничило сферу действия военно-уголовного законодательства. Во-вторых, отдельные уголовно-правовые нормы, применяемые только к военнослужащим, оказались плохо проработанными, что существенно затрудняет их применение на практике. В-третьих, применение военно-уголовного законодательства обнаружило и некоторые пробелы, устранение которых возможно только законодательным путем.

Смотрите также:

Понятие реабилитации граждан, подвергшихся незаконному или необоснованному привлечению к уголовной ответственности
Говоря о приоритете прав и свобод личности, следует исходить из того, что эти права и свободы могут вступить в конфликт с интересами некоторых представителей государства. Может возникнуть взаимоисключающая ситуация, когда соблюдение прав одного человека ведет к нарушению прав других людей, нарушени ...

Финансы
Чистая выручка предприятия составила 497264 тыс. руб. Себестоимость реализованной продукции – 556876 тыс. руб. Получен убыток от основной деятельности в размере 59612 тыс. руб. Результат от прочих видов деятельности при этом составил минус 4598 тыс. руб., в том числе, за счет убытков прошлых лет, н ...

Проблема относительной самостоятельности государства
Каковы, на Ваш взгляд, причины расхождений во взглядах по этому вопросу? Принудительный характер власти государства, монополия на применение насилия делает его основой политической системы. При этом государство обладает относительной самостоятельностью в обществе. Выражая в условиях демократии инте ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru