Военнослужащие как граждане Российской Федерации наделены теми же правами и свободами, которые присущи всем гражданам и изложены в Конституции РФ. В силу особенностей федеральной государственной службы на них действующим законодательством возложены дополнительные обязанности, а в понятие статуса, как это вытекает из ст. 1 Закона РФ "О статусе военнослужащих", входит и их ответственность.
Особое место среди видов ответственности занимает уголовная. Анализ понятия преступления, в том числе посягающего на порядок несения военной службы, позволяет прийти к выводу о существующей тесной взаимосвязи прав, обязанностей и ответственности военнослужащих, характеризующих их конституционно-правовой статус.
Правовым основанием установления уголовной ответственности за преступления против военной службы является Конституция РФ, ст. 59 которой провозглашает защиту Отечества в качестве долга и обязанности гражданина Российской Федерации. Это требование запрещает гражданам уклоняться от исполнения обязанностей военной службы, а военнослужащим - нарушать установленный порядок ее прохождения.
Военнослужащие несут уголовную ответственность на одинаковых для всех граждан основаниях независимо от воинского звания и занимаемой должности . Однако с учетом особенностей правового положения они могут привлекаться к ответственности за совершение не только общеуголовных, но и особых, воинских преступлений .
Понятие преступлений против военной службы создает правовую базу для борьбы с данного рода посягательствами и для развития законодательства в соответствии с изменениями, происходящими в экономической, политической, военной и иных сферах общественной жизни. Воинское преступление - одна из угроз военной безопасности государства, его общественная опасность проявляется в причинении либо создании угрозы причинения вреда интересам военной безопасности страны.
Специфика уголовной противоправности преступлений против военной службы состоит в том, что они нарушают не только соответствующий уголовно-правовой запрет, но и правила несения военной службы, возложенные на военнослужащих обязанности, закрепленные в других законах, воинских уставах иных нормативно-правовых актах. Содержание каждого воинского преступления можно уяснить только посредством анализа определенных военно-правовых норм, за нарушение которых предусмотрена ответственность. Например, без обращения к Уставу гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил РФ нельзя уяснить сущность допущенных виновным нарушений правил караульной службы и наступивших при этом последствий.
Армия всегда имела и имеет своим назначением охрану целостности и суверенитета государства, существующего в нем порядка. Вместе с тем военнослужащие никогда не могли бы выполнить возложенные на них задачи, если бы каждый из них действовал по своему усмотрению. Сила армии заключается в ее единении. Основу такого единения всегда составлял принцип единоначалия, который наделяет командиров (начальников) властью отдавать приказы и требовать их исполнения, а подчиненных обязывает исполнять такие приказы.
Тема воинских преступлений является актуальной во все времена существования армии. Так как в последнее время усугубились социальные проблемы, уровень жизни военнослужащих, проблема преступлений против военной службы остается одной из самых серьезных.
В связи с реформой в армии, а также усовершенствованием военного законодательства появляются новые аспекты в изучении интересующего нас вопроса.
Воинские преступления или преступления против военной службы являются объектом исследования моей дипломной работы. Большинство норм уголовного законодательства Российской Федерации имеет универсальный характер: вопросы ответственности за совершение преступлений, как правило, решаются одинаково независимо от того, в какой сфере общественной жизни они совершены. Так, нормы о преступлениях против собственности защищают имущественные интересы всех физических и юридических лиц, в том числе воинских частей; нормы о соучастии в преступлении одинаково применяются ко всем лицам, в том числе и военнослужащим; осужденные военнослужащие на равных с другими осужденными условиях отбывают наказание в виде лишения свободы и т. д. Однако существует ряд норм УК РФ, которые либо полностью выражают исключительные интересы военной службы, либо обособляют эти интересы среди других. Эти нормы образуют систему, которую можно выделить в специальную подотрасль уголовного права и назвать ее военно-уголовным законодательством.
Цель работы. Изучить понятие и виды военных преступлений современности относительно преступлений против военной службы возникших изначально с возникновением армии.
Выяснить новые проблемы военных преступлений и найти более радикальное решение этих проблем. Определить справедливость наказаний за военные преступления и виды наказаний.
Задачи. На основе собранного материала провести сравнительно правовой анализ военных преступлений за всю историю существования военных преступлений, выяснить причины возникновения воинских преступлений и правомерность их наказания.
Изменения, произошедшие в уголовном законодательстве Российской Федерации в связи с принятием в 1996 году нового Уголовного кодекса, ставят перед учеными-правоведами и практическими работниками актуальные задачи проведения теоретических исследований в этой отрасли права. Данная работа содержит глубокий анализ весьма специфического раздела уголовного права — военно-уголовного законодательства.
Военно-уголовное законодательство Российской Федерации должно отражать основные теоретические положения уголовно-правовой науки, а также тенденции в строительстве военной организации государства, и прежде всего Вооруженных Сил Российской Федерации, и потребности укрепления воинского правопорядка и дисциплины в современных условиях. Уголовный кодекс Российской Федерации, принятый в 1996 г. не в полной мере соответствует изложенным условиям. Далеко не все его положения, относящиеся к военно-уголовному законодательству, следует признать научно обоснованными.
Во-первых, исключение из гл. 33 УК РФ целого ряда воинских преступлений, в том числе совершаемых военнослужащими в военное время или в боевой обстановке, без достаточных к тому оснований ограничило сферу действия военно-уголовного законодательства. Во-вторых, отдельные уголовно-правовые нормы, применяемые только к военнослужащим, оказались плохо проработанными, что существенно затрудняет их применение на практике. В-третьих, применение военно-уголовного законодательства обнаружило и некоторые пробелы, устранение которых возможно только законодательным путем.
Внесудебные формы защиты нарушенных прав и законных интересов
предпринимателей
На нотариат возложено обеспечение защиты прав и законных интересов индивидуальных предпринимателей и юридических лиц путем совершения нотариальных действий от имени государства (ст.35-39 Основ законодательства РФ о нотариате). В отличие от суда, где в основном разрешаются споры о праве гражданском, ...
Особенности производства у мирового судьи
Несмотря на то, что требования, предъявляемые к порядку проведения судебного разбирательства мировым судьей, в основном такие же, как и к другим судьям, некоторые отличия все же имеются. Специфика проведения судебного разбирательства мировым судьей заключается в одном общем правиле и нескольких пра ...
Особенности объективной стороны преступления, предусмотренного ст. 158 УК РФ
Объективную сторону состава преступления можно определить как совокупность указанных в законе признаков, характеризующих внешний акт конкретного общественно опасного посягательства на охраняемый уголовным законом объект. Тарханов И.А. определяет объективную сторону преступления как «процесс обществ ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).