Советское военно-уголовное законодательство появилось сразу же после Октябрьской социалистической революции. Процесс его становления и развития неразрывно связан с процессом рождения и развития Вооруженных Сил и предопределяется конкретными историческими условиями, изменениями
в организационной структуре, кадровом составе и технической оснащенности армии и флота. Этот этап в истории военно-уголовного законодательства характеризуется отказом от военно-уголовного права как самостоятельной отрасли права. Военно-уголовное законодательство стало формироваться как составная часть уголовного законодательства государства, руководствующаяся едиными нормами общей части, основывающаяся на разделении воинских и общеуголовных преступлений, воинских преступлений и проступков.
Сразу же после Октябрьской революции вплоть до образования Союза ССР советское военно-уголовное законодательство развивалось как всероссийское, поскольку источниками его были декреты ВЦИК, СНК и приказы по военному ведомству. Оно применялось на территории бывшей царской России, где устанавливалась советская власть. Вопросы об ответственности за преступления против революционного порядка в армии решались наряду с другими вопроса ми, касающимися солдат и военных моряков. Эти декреты и приказы содержали чаще всего нормы общего характера, имевшие своем целью воспитание армейских масс в духе революционного правосознания, понимания необходимости строжайшего соблюдения революционного порядка в войсках. Но в них содержались и отдельные вопросы об ответственности за конкретные преступные посягательства на интересы Вооруженных Сил, на установленный в них порядок несения военной службы.
Так, в обращении СНК от 11 ноября 1917 г. ко всем армейским организациям, военно-революционным комитетам, всем солдатам на фронте «О борьбе с буржуазией и ее агентами, саботирующими дел о продовольствия армии и препятствующими заключению мира» на ряду с сообщением о том, что советская власть делает все для обеспечения солдат фронта необходимыми запасами, обращалось внимание на то, что в связи с этим армейские комитеты, которые попытаются поддержать врагов народа в их борьбе против советской власти, «должны быть распущены, а в случае сопротивления — арестованы». Это обращение СНК предлагал огласить во всех частях фронта, а за сокрытие его от солдат виновные подлежали суровой каре. Декретом II Всероссийского Съезда Советов 26 октября 1917 г. была отменена смертная казнь на фронте.
В отдельных случаях вопросы уголовной ответственности за некоторые нарушения воинской дисциплины решались на местах соответствующими органами военного управления. В частности, приказом Главного Верховного командования по Петроградскому военному округу была установлена ответственность за пьянство при несении караульной службы, самовольное оставление части, а также таких неопределенных деяний, как совершение проступков, принижающих звание гражданина-воина, за «серьезные проступки по службе и против революции». При этом меры наказания — от выговора до лишения очередного отпуска, назначения на хозработы в частях на срок до четырех недель — определялись товарищеским судом, а более строгие — революционными судами при местных Советах.
В соответствии с приказом по флоту и морскому ведомству «О порядке управления флотами в ведение центральных комитетов флотов» виновные в отказе от исполнения служебных обязанностей И невыполнении приказов и распоряжений и постановлений рассматривались как враги народа и предавались военно-революционному суду.
Понятие морального вреда
Законодатель в ст. 151 Гражданского кодекса РФ определяет моральный вред как физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие ему другие нематериальные блага. Как видно из данного определения, пр ...
Особенности организации работы советского управленческого аппарата
В первой главе мы рассмотрели становление властных структур советского государства, и увидели, что идеи по созданию наиболее эффективной формы организации власти принадлежали В. И. Ленину. Он излагал свои принципы в таких работах, как «Очередные задачи Советской власти», «Набросок правил об управле ...
Социально-экономическое содержание и сущность местного
бюджета
В современном обществе местное самоуправление играет наиболее значимую роль в развитии Российской Федерации, является фундаментом, на котором происходит становление экономики нашей страны. Для выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций они наделены соответствующими правами, им ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).