Право и закон » Воинские преступления - сравнительно-правовой анализ » Содержание советского военного законодательства

Содержание советского военного законодательства

Страница 2

В годы гражданской войны и военной интервенции первостепенной задачей стало создание новой массовой централизованной, дисциплинированной и регулярной рабоче-крестьянской армии. Такая армия стала формироваться в соответствии с Декретом «О принудительном наборе в рабоче-крестьянскую Красную Армию» и постановлением V Съезда Советов, установившим всеобщую воинскую повинность.

В этих условиях военно-уголовное законодательство было направлено не только против заговорщиков и контрреволюционеров, но и против злостных нарушителей установленного порядка несения военной службы.

29 ноября 1918 г. ВЦИК принял Устав внутренней службы РККА, в котором содержались положения о том, что подчиненные, не исполняющие законных требований своих начальников, разрушают силу советской власти и подлежат ответственности по всей строгости революционных законов.

В принятом вскоре после этого Дисциплинарном уставе РККА, утвержденном ВЦИК 30 января 1919 г., закреплялась обязанность всех военнослужащих соблюдать требования законов, точно исполнять приказания по службе комиссаров и начальников, добросовестно и сознательно исполнять обязанности по службе и не оставлять проступков и упущений военнослужащих без воздействия.

Особенно остро в те годы встал вопрос о борьбе с дезертирством. Постановлением Совета Рабочей и Крестьянской Обороны от 25 декабря 1918 г. и декретами ВЦИК и СНК, принятыми в марте и июне 1919 г., дезертирство было признано одним из самых тяжких и позорных преступлений, влекущих суровое наказание — вплоть до смертной казни. Этими правовыми актами вместе с тем предусматривалось, что лица, совершившие дезертирство по несознательности, в случае последующей добровольной явки в распоряжение военных властей подлежали освобождению от наказания. Подлежали ответственности и укрыватели дезертиров.

20 ноября 1919 г. Декретом ВЦИК было принято «Положение о революционных военных трибуналах», явившееся первым законодательным актом, в котором были систематизированы нормы военно-уголовного законодательства. В нем не давалось определения понятия воинского преступления, но тем не менее раскрывались некоторые его специфические особенности. В нем был решен вопрос и о круге субъектов этих преступлений: ими признавались только военнослужащие и военнопленные. Что касается соучастников воинских преступлений, то ими могли быть и иные лица.

К воинским преступлениям были отнесены: неисполнение боевых приказов, самовольное оставление поля сражения, превышение и бездействие власти, нарушение правил караульной службы в районе боевых действий, добровольная сдача в плен и др.

В качестве уголовных наказаний предусматривались: выговор, штраф, конфискация имущества, лишение политических прав, лишение свободы, сдача в штрафные части, расстрел. Допускалось условное осуждение к лишению свободы, а также условно-досрочное освобождение от отбывания наказания.

Первым законодательным актом, в котором были даны развернутое понятие воинского преступления, а также стройная система ставов воинских преступлений и очерчены их признаки, явился принятый 26 мая 1922 г. первый Уголовный кодекс РСФСР. Глава VII этого Кодекса «Воинские преступления» включала 16 статей. В одной из них содержалось определение понятия воинского преступления как деяния, направленного против установленного порядка несения военной службы, которое не могло быть совершено гражданами, не состоящими на военной или морской службе (ст. 200). К воинским преступлениям были отнесены: преступления против порядка подчиненности и соблюдения воинской чести; преступления против порядка прохождения военной службы; преступления, посягающие на порядок пользования военным имуществом; преступления против порядка несения караульной службы; воинские должностные преступления; преступления военного времени, к которым были отнесены военный шпионаж, переписка и сношение военнослужащего во время войны с лицами, находящимися в неприятельской армии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также:

Проблема легитимности государственной власти
Обоснуйте наиболее приемлемую, на Ваш взгляд, классификацию легитимности государственной власти. Понятие «легитимность власти» впервые было введено крупным немецким политологом Максом Вебером. В политической науке наиболее популярна составленная им классификация легитимности власти. Он предложил вы ...

Понятие и содержание правоспособности
Поскольку правовое регулирование есть наличие определенных качеств у субъектов той или иной отрасли права, в теории права выработалась такая категория, как правосубъектность. Правосубъектность определяет, какими качествами должны обладать субъекты правового регулирования для того, чтобы иметь права ...

Правовое регулирование банковской деятельности
Расчетные и кредитные правоотношения составляют значительный объем всех хозяйственных отношений между предпринимателями - гражданами и юридическими лицами независимо от их организационно-правовой формы. Расчетные и кредитные отношения осуществляются с участием кредитных организаций (банков). Четко ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru