Право и закон » Воинские преступления - сравнительно-правовой анализ » Особенности преступления против военной службы

Особенности преступления против военной службы

Страница 1

В истории отечественного уголовного права понятие преступления против военной службы прошло определенные этапы своего развития. Впервые об общем понятии такого преступления говорилось в Положении о революционных военных трибуналах, утвержденном ВЦИК 20 ноября 1919 г. Определяя круг преступлений, подлежащих рассмотрению военными трибуналами, Положение выделяло преступные деяния «специально военного характера», совершаемые военнослужащими: неисполнение боевых приказов, дезертирство, нарушение правил караульной службы и т. д.

Развернутое определение понятия воинского преступления было дано в УК РСФСР 1922 г. «Специально воинскими преступлениями,— говорилось в ст. 200, — признаются преступные деяния военнослужащих Красной Армии и Красного Флота, направленные против установленного законом порядка несения военной службы и выполнения вооруженными силами республики своего назначения, и при том такие именно, которые по своему характеру и значению не могут быть совершены гражданами, не состоящими на военной или морской службе».

Приведенное определение понятия воинского преступления в последующем без существенных изменений, лишь с некоторым расширением либо сужением круга субъектов этих преступлений, воспроизводилось в Уголовных кодексах РСФСР 1926 и 1960 гг.

Действующее уголовное законодательство также не внесло принципиальных изменений в устоявшееся общее понятие воинского преступления, сменив лишь его название.

Понятие преступления против военной службы является разновидностью общего понятия преступления, сформулированного в ст. 14 УК РФ, и обладает всеми его признаками: общественной опасностью, виновностью и уголовной противоправностью.

Общественная опасность деяния выражается в причинении либо создании угрозы причинения ущерба охраняемым уголовным законом интересам личности, общества и государства

Одной из основных величин, определяющих общественную опасность, является вред, который причиняет или может причинить совершенное деяние.

Статья 6 УК РФ, раскрывая содержание принципа справедливости, указывает на то, что наказание должно соответствовать характеру и степени общественной опасности преступления. При этом характер общественной опасности принято считать качественной характеристикой, а степень — количественной.

Степень общественной опасности позволяет отграничить преступление против военной службы от дисциплинарного проступка. Не всякое правонарушение, формально содержащее признаки какого-либо деяния, предусмотренного уголовным законом, может быть признано преступлением. В соответствии с ч. 2 ст. 14 УК РФ действие или бездействие, хотя и содержащее формально признаки какого-либо деяния, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, но в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, не признается преступлением.

Малозначительность правонарушения — категория оценочная. Поэтому в практике нередки случаи, когда военнослужащий привлекается к уголовной ответственности и даже осуждается за совершение воинского преступления, однако впоследствии оно признается малозначительным и не представляющим общественной опасности.

Малозначительными в принципе могут быть признаны различные воинские правонарушения, формально подпадающие под признаки большинства статей главы 33 УК РФ. Анализ судебной практики показывает,

что малозначительность воинского правонарушения определяется совокупностью конкретных обстоятельств его совершения.

Из преступлений против военной службы к их числу можно отнести сопротивление начальнику, сопряженное с насилием или с угрозой его применения, насильственные действия в отношении начальника, дезертирство и др.

Виновность — один из основных признаков преступления. Виновность в уголовно-правовом смысле предполагает определенное психическое отношение лица к своему поведению и его последствиям. Виновный сознает или должен сознавать, что, являясь субъектом воинского преступления, он совершает деяние, нарушающее порядок несения военной службы, и причиняет вред боевой готовности воинского подразделения либо создает угрозу его причинения. Если этого нет, то и нет преступления против военной службы.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Законодательная инициатива законодательных органов государственной власти субъектов Российской Федерации
Наделение субъектов Федерации в лице их представительных органов правом законодательной инициативы позволяет им действенно реагировать на ту или иную ситуацию, складывающуюся в стране, и в определенном смысле управлять ею. Это имеет особое значение для тех случаев, когда вопросы, нуждающиеся в регл ...

Формы непосредственного осуществления гражданами РФ местного самоуправления
Итак, мы убедились в том, что к формам непосредственного осуществления местного самоуправления относятся выборы в органы местного самоуправления, местный референдум, голосование по внутренним вопросам, например решение об отзыве депутатов или изменение границ муниципального образования, сход гражда ...

Социальная поддержка безработных граждан
Правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения прописаны в Законе РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Безработный гражданин имеет право на получение услуг по профессиональной ориентации, трудоустройству, ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru