Право и закон » Право на свободу и личную неприкосновенность

Право на свободу и личную неприкосновенность

Современный этап конституционного развития России характеризуется кардинальными изменениями, происходящими в жизни общества и государства. Одной из наиболее значимых идей современности является обеспечение прав и свобод личности как естественного, неотъемлемого и соответствующего человеческой природе свойства каждого индивида. Доминирующее влияние на этот процесс оказала Конституции РФ 1993г., провозгласившая впервые в истории нашего государства на законодательном уровне человека, его права и свободы высшей ценностью. Идея прав человека, прочно утвердившаяся во многих демократических государствах мира, приобрела и в России большую актуальность. Российская Федерация приняла на себя обязательства по соблюдению и защите прав и свобод человека и гражданина, исходя из конституционного принципа, что эти права являются естественными и неотъемлемыми, обязательными для всех, и прежде всего для государственной власти, призванной гарантировать их беспрепятственное осуществление.

Действующий Основной закон создал легитимную основу российской государственности, построенную на демократических принципах, заложил новую систему отношений между государством и личностью. Большое значение в Конституции придается основным правам и свободам человека и гражданина, которые соответствуют общепризнанным принципам и нормам международного права. К таким правам относится и право человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность. Личные конституционные права и свободы граждан являются важнейшим элементом всей системы прав и свобод и во многом характеризуют степень цивилизованности общества и государства.

В числе личных конституционных прав, принадлежащих человеку, одно из ведущих мест занимает право на свободу и личную неприкосновенность, которое вместе с другими естественными правами составляет основу конституционного статуса личности и образует важнейший принцип осуществления всякой государственной деятельности.

Человек рождается свободным, то есть имеет возможность поступать в соответствии со своими интересами, потребностями и желаниями. Гражданин, вступая в различные правоотношения с обществом и государством, должен знать, что его свободе ничего не грозит, что он является активным членом гражданского общества и это общество должно гарантировать защищенность его основных прав и свобод. Права и свободы человека имеют универсальный, всеобъемлющий характер, не могут быть личной привилегией отдельных граждан. Конституция РФ в ч.3 ст. 17 закрепила, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Отсутствие или ненадлежащее закрепление основных прав и свобод человека и гражданина в Основном законе ведет к тому, что личность постоянно подвергается ограничениям, превращается в придаток государства, а не в его равноправный субъект.

Именно поэтому общество всегда стремилось предоставить индивиду возможность свободно распоряжаться собой, своим временем, своими способностями, при условии надлежащего закрепления в национальном законодательстве основных прав и свобод человека и гражданина. В то же время наличие права на свободу и личную неприкосновенность не следует понимать как полное отсутствие ограничивающих воздействий на поведение человека. Личная неприкосновенность не может быть абсолютной. Государство устанавливает формы, основания и меры ее ограничения.

Теоретическую основу исследования составила специальная юридическая литература и монографические исследования исторической и философской наук.

В юридической науке проблему прав и свобод человека и гражданина рассматривали представители не только конституционного права, но и общей теории права, уголовного права, уголовного процесса, гражданского права и других отраслей права.

Основной целью работы является изучение процесса возникновения и развития конституционного права на свободу и личную неприкосновенность, определение его места в системе конституционных прав и свобод, раскрытие нормативного содержания указанного права, изучение механизма реализации и системы гарантий, а также выявление направлений совершенствования законодательства в области прав и свобод человека и гражданина.

В связи с этим поставлены следующие задачи исследования: - Обобщить исторический опыт возникновения данного права, накопленный отечественными и зарубежными исследователями;

- Раскрыть сущность, принципы и тенденции развития права на свободу и личную неприкосновенность;

- Выявить место рассматриваемого права в системе основных прав и свобод человека и гражданина;

- Исследовать понятие и содержание конституционного права на свободу и личную неприкосновенность и определить значение данного права в жизни общества и государства.

Смотрите также:

Правовой обычай
Этот вид источника права является наиболее древним. Он возник одновременно с государством и на первых этапах социального развития был основным. Обычаи являются наиболее важными союзниками государственной власти. Они возникают, развиваются и становятся необходимыми для определенной части граждан на ...

Реформирование пенсионного обеспечения сотрудников системы исполнения наказания
Базовый Федеральный Закон Российской Федерации №4468-1 был принят 20 лет назад, но и сегодня он является основным правовым документом, который регламентирует начисление пенсий бывшим военнослужащим. Основное положение расчётов пенсий бывших военнослужащих не изменилось со времени СССР и базируется ...

Права и обязанности сторон договора розничной купли-продажи
Стороны договора розничной купли-продажи. Сторонами договора являются продавец и покупатель. На стороне продавца выступает лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу. В преамбуле Закона о защите прав потребителей дано определение продавца как организации неза ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2024 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru