Право и закон » Япония в Новое время » Конституция Японии 1889 г

Конституция Японии 1889 г

Страница 1

Во исполнение обещаний император «дарует» в 1889 г. своим подданным конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам. Образцом для японской Конституции, создаваемой в обстановке строгой секретности, послужила реакционная Конституция Пруссии 1850 г.

В ст. 1 Конституции Японии закреплена обширная власть японского императора, который «занимал престол на вечные времена» и правил «в силу своего происхождения» (ст. 4). Особа императора объявлялась «священной и неприкосновенной». Император как глава государства имел право объявлять войну и мир, заключать договоры, назначать всех должностных лиц, созывать и распускать парламент, руководить вооружёнными силами, жаловать дворянство и пр. Законодательная власть, согласно конституции, также вверялась «императору и парламенту» (ст. 5). Император утверждал законы и предписывал их исполнение. На основании ст. 8 Конституции императорские указы, изданные в случае «настоятельной необходимости поддержания общественного порядка», имели силу закона. Эти указы появлялись обычно во времена парламентских каникул, которые длились 9 месяцев году. Императору также принадлежало право введения в стране осадного положения.

Парламент по конституции состоял из двух палат: Палаты пэров и Палаты представителей. Каждая палата имела право выступать с «представлениями правительству, касающимися законов и другого рода предметов». Для решения вопросов в палатах требовалось абсолютное большинство голосов. Ст. 71 Конституции запрещала парламенту какие-либо осуждения, касающиеся изменений в статусе императорского дома.

По избирательному закону 1890 г. нижняя палата избиралась на основе высокого (в 25 лет) возрастного ценза, а также имущественного ценза (15 иен прямого налога) и ценза осёдлости (1,5 года). Женщины и военнослужащие не получали избирательных прав. Избирательным правом, таким образом, пользовалась незначительная часть населения Японии, около 1%. Членами верхней палаты были принцы крови, представитель титулованной аристократии, крупные налогоплательщики и лица. Имеющие «особые заслуги» перед императором. Срок полномочий нижней палаты определялся в 4 года, верхней – в 7 лет. Министры были призваны лишь «подавать совет императору». Института «вотум недоверия» конституция не имела.

Парламентский контроль выражался только в праве запросу правительству не менее чем 30 депутатов, при этом министры могли уклониться от ответа на запрос, который мог быть отнесён к разряду «секретных». Отсутствовал фактически у японского парламента и такой мощный рычаг давления на правительство, как контроль над финансами, так как конституция не предусматривала ежегодного парламентского вотирования бюджета. В случае отклонения бюджета парламентом, правительство могло применить бюджет предыдущего года. Кроме того, ст. 68 Конституции предусматривала постоянный расходный фонд, утверждаемый на несколько лет, а также денежные суммы «для осуществления правомочия самого императора» и для расходов, «связанных с обязательствами правительства». Расходы правительства без согласия парламента могли быть указаны и самим императором.

В Конституции нашла отражение относительно самостоятельная роль военщины, правящей монархической бюрократии – двуединой силы, ставшей со времён буржуазных реформ активным проводником господствующих классов: полуфеодальных помещиков и крепнущей монополистической буржуазии. Это выражалось, в частности, в особом, привилегированном положении таких звеньев государственного аппарата, как Тайный совет, Генро (совет старейшин), министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящей верхушки армии. Тайный совет, состоящий из высших военно-бюрократических кругов, был независим как от парламента, так и от Кабинета министров. Ему предписывалось по ст. 56 Конституции обсуждать государственные дела по запросу императора. Фактически каждое сколько-нибудь важное решение в государстве должно было согласовываться с членами Тайного совета, от него же исходило одобрение императорских указов и назначений. Внеконституционный орган Генро, оказывающий решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимаемых свои места представителей знати бывших юго-западных княжеств.

Страницы: 1 2

Смотрите также:

Производство по делам о принудительной госпитализации гражданина в психиатрический стационар
Принудительная госпитализация. Заявление о принудительной госпитализации гражданина подается прокурором в суд по месту нахождения психиатрического учреждения. К заявлению, в котором должны быть указаны предусмотренные законом основания для госпитализации в психиатрический стационар в принудительном ...

Понятие и сущность преступления совершенного по неосторожности
Неосторожность является самостоятельной формой вины, которая в отличие от умысла связана с негативным отношением лица к наступившим преступным последствиям. Уголовное законодательство любого развитого государства считает преступления связанные с лишением жизни человека наиболее тяжкими преступления ...

Международная охрана окружающей среды
Эта функция выделилась в самостоятельную сферу деятельности большинства государств современности. Экологическая обстановка с каждым годом ухудшается, что ставит под угрозу жизнедеятельность человека на Земле. Загрязнение природы имеет наднациональный характер, для него не существует границы. Это тр ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru