Демократический характер правовой политики означает наличие возможности у граждан и их объединений оказывать влияние на "содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях "закономерных социальных интересов".
Демократический характер правовой политики находит отражение в конституции и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни.
Гуманность и нравственные начала. Нравственную основу правовой политики образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовая политика реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п.
Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.
На протяжении многих веков справедливость является важнейшей категорией философии, морали, политического и правового сознания. Более того, каждая историческая эпоха и культура формирует свои представления об источниках и содержании справедливости, которые отражают социально-экономические, политические условия жизни общества на данном этапе, а также его традиции и обычаи. Спор ведется не только об оценке частных случаев, о правилах или о системе правил для оценки таких случаев и т.п., расхождения во взглядах касаются самих критериев справедливого и несправедливого.
Оживление интереса к категории справедливости современных ученых неслучайно: "люди прибегают к лексике справедливости, когда они сталкиваются с реальным или воображаемым примером несправедливости".
В последнее время появилась оригинальная трактовка по вопросу соотношения права и справедливости, впервые изложенная В.С. Нерсесянцем и получившая широкую поддержку в философской и правовой литературе. Согласно этой точке зрения утверждается, что "справедливость - категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.). . Более того, только право и справедливо", " . а справедливость - внутреннее свойство и качество права . всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире . Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости - значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права . Справедливость - это самосознание, самовыражение и самооценка права и потому вместе с тем правовая оценка всего остального, внеправового". Здесь право - высшая ценность, а справедливость низводится до уровня его свойства, характеристики, существование которых невозможно без права. Так, согласно вышеописанной позиции, справедливость либо тождественна праву и выступает в качестве его синонима, либо представляет собой одну из характеристик права.
Представляется, такая позиция не может найти всеобщего понимания в общественном правовом сознании. Во все времена и у всех народов считалось, что право должно быть справедливым. При этом оно рассматривалось как воплощение справедливости, либо выдвигалась цель привести его в соответствие с последней.
Общественное правовое сознание будет солидарно с новыми правовыми идеями, институтами, законами, отдельными правовыми нормами настолько, насколько они будут соответствовать критериям справедливости.
Формирование же права по принципу - "что право, то и есть справедливо", не соответствует представлениям общественного правового сознания о праве как о социальном институте, его роли и функциях, что закономерно вызовет затруднения при правореализации.
Требования справедливости в общественном правовом сознании связаны прежде всего с социальной справедливостью, т.е. с правом каждого человека на достойный уровень жизни. Но здесь важно найти баланс в соотношении необходимости сохранения требующихся для достойного уровня жизни социально-экономических гарантий и исключения определенного иждивенчества со стороны индивида, расчета на обязанность государства осуществлять всемерную его опеку. Интересной с этой точки зрения является идея work state - государства, благоприятствующего труду. Согласно этому подходу "современное социальное государство обязано обеспечивать только основные нужды человека (прожиточный минимум, образование, здравоохранение, инфраструктуру), но человек должен опираться на свой собственный труд, вкладывать его в развитие общества, и тогда он будет получать пропорциональную долю "общественного пирога". Концепция work state отвергает иждивенчество человека, требует повышения его "социальной активности".
Политическая функция
Характеризуя эту функцию, уместно отметить, что все функции государства носят политический характер, однако в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных и иных органов, через которые осуществляется непосредственное воздействие государст ...
Основания возвращения апелляционной жалобы и
прекращение апелляционного производства в арбитражном суде
Апелляционная жалоба, надлежащим образом оформленная с точки зрения ее содержания и формы, рассматривается единолично судьей апелляционной инстанции и в пятидневный срок со дня поступления принимается к производству (ст.261 АПК). Об этом выносится определение, которым возбуждается производство по а ...
Объективная сторона хулиганства
Объективная сторона хулиганства состоит в действиях, грубо нарушающих общественный порядок, выражающих явное неуважение обществу, сопровождающихся применением насилия к гражданам либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества. Под действиями, грубо нарушающими о ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).