Принципы формирования правовой политики

Страница 3

Демократический характер правовой политики означает наличие возможности у граждан и их объединений оказывать влияние на "содержание управленческих государственных решений, добиваться реализации в этих решениях "закономерных социальных интересов".

Демократический характер правовой политики находит отражение в конституции и законах, регулирующих развитые формы участия в политической жизни.

Гуманность и нравственные начала. Нравственную основу правовой политики образуют общечеловеческие принципы гуманизма и справедливости, равенства и свободы личности, ее чести и достоинства. Правовая политика реально утверждает высшие нравственные ценности человека, обеспечивает их определяющую роль в жизни общества, исключает произвол и насилие над личностью. Конкретно это выражается в демократических методах государственного управления, справедливости правосудия, в приоритете прав и свобод личности во взаимоотношениях с государством, защите прав меньшинства, терпимости к различным религиозным воззрениям и т.п.

Духовная насыщенность государственной жизни в значительной степени определяет нравственную зрелость общества в целом, уровень его цивилизованности, гуманизм в социально-экономических и политических отношениях.

На протяжении многих веков справедливость является важнейшей категорией философии, морали, политического и правового сознания. Более того, каждая историческая эпоха и культура формирует свои представления об источниках и содержании справедливости, которые отражают социально-экономические, политические условия жизни общества на данном этапе, а также его традиции и обычаи. Спор ведется не только об оценке частных случаев, о правилах или о системе правил для оценки таких случаев и т.п., расхождения во взглядах касаются самих критериев справедливого и несправедливого.

Оживление интереса к категории справедливости современных ученых неслучайно: "люди прибегают к лексике справедливости, когда они сталкиваются с реальным или воображаемым примером несправедливости".

В последнее время появилась оригинальная трактовка по вопросу соотношения права и справедливости, впервые изложенная В.С. Нерсесянцем и получившая широкую поддержку в философской и правовой литературе. Согласно этой точке зрения утверждается, что "справедливость - категория и характеристика правовая, а не внеправовая (не моральная, нравственная, религиозная и т.д.). . Более того, только право и справедливо", " . а справедливость - внутреннее свойство и качество права . всегда справедливо и является носителем справедливости в социальном мире . Справедливо то, что выражает право, соответствует праву и следует праву. Действовать по справедливости - значит действовать правомерно, соответственно всеобщим и равным требованиям права . Справедливость - это самосознание, самовыражение и самооценка права и потому вместе с тем правовая оценка всего остального, внеправового". Здесь право - высшая ценность, а справедливость низводится до уровня его свойства, характеристики, существование которых невозможно без права. Так, согласно вышеописанной позиции, справедливость либо тождественна праву и выступает в качестве его синонима, либо представляет собой одну из характеристик права.

Представляется, такая позиция не может найти всеобщего понимания в общественном правовом сознании. Во все времена и у всех народов считалось, что право должно быть справедливым. При этом оно рассматривалось как воплощение справедливости, либо выдвигалась цель привести его в соответствие с последней.

Общественное правовое сознание будет солидарно с новыми правовыми идеями, институтами, законами, отдельными правовыми нормами настолько, насколько они будут соответствовать критериям справедливости.

Формирование же права по принципу - "что право, то и есть справедливо", не соответствует представлениям общественного правового сознания о праве как о социальном институте, его роли и функциях, что закономерно вызовет затруднения при правореализации.

Требования справедливости в общественном правовом сознании связаны прежде всего с социальной справедливостью, т.е. с правом каждого человека на достойный уровень жизни. Но здесь важно найти баланс в соотношении необходимости сохранения требующихся для достойного уровня жизни социально-экономических гарантий и исключения определенного иждивенчества со стороны индивида, расчета на обязанность государства осуществлять всемерную его опеку. Интересной с этой точки зрения является идея work state - государства, благоприятствующего труду. Согласно этому подходу "современное социальное государство обязано обеспечивать только основные нужды человека (прожиточный минимум, образование, здравоохранение, инфраструктуру), но человек должен опираться на свой собственный труд, вкладывать его в развитие общества, и тогда он будет получать пропорциональную долю "общественного пирога". Концепция work state отвергает иждивенчество человека, требует повышения его "социальной активности".

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Демократизация политического строя Японии
В императорское правительство Японии в 1868 г. вошли дайме и самураи юго-западных княжеств, сыгравших важную роль в свержении сегуна. Правящий блок не был буржуазным, но он был тесно связан с финансово-ростовщической буржуазией и сам в той или иной мере был втянут в предпринимательскую деятельность ...

Деятельность участковых уполномоченных полиции
Обязанности УУП по выявлению и устранению обстоятельств, способствующих совершению террористических актов? Решение: По выявлению и устранению обстоятельств способствующих совершению террористических актов участковый уполномоченный полиции обязан: - знать территорию административного участка, его ос ...

Социальное обеспечение работников системы исполнения наказания
Социальная защищённость – это надёжный тыл и уверенность в завтрашнем дне, хорошее настроение и деловой настрой. От того, насколько сотрудник уголовно-исполнительной системы (УИС) чувствует себя социально – защищённым, зависят во многом его отношение к должностным обязанностям, психологический клим ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2020 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru