Право и закон » Правовая политика: понятие, принципы формирования, приоритеты » Формирование правового сознания в государстве

Формирование правового сознания в государстве

Страница 2

Современному отечественному правовому сознанию, считают ученые, более близки коммунитаристские ценности, чем либеральные, что также объясняется исторически складывающимися социальными и политическими отношениями и, следовательно, образовавшимися отсюда установлениями, культурными образованиями, которые, в конечном счете, сложились как черты национального характера, менталитета народа.

Исследователи отмечают, что белорусам свойственен жесткий тип мышления, тогда как на Западе доминирует гибкий тип мышления3. Соответственно, в белорусском обществе традиционно отдается предпочтение унификации, однообразию, монизму, что приводит к "отрицанию множественности бытия и утверждению единого, одного чего-нибудь" и выражается в стремлении к однолинейному, однонаправленному, одновариантному пути общественного развития.

Несмотря на стремление качественно изменить отношение к праву, повысить уровень его адекватного восприятия, у значительной части населения существует ограниченное представление об этом социальном институте. Даже сегодня у большей части населения "закон" ассоциируется либо с декларацией, либо с наказанием, т.е. видится, прежде всего, как Конституция и Уголовный Кодекс. Практическое же знакомство с правом ограничивает тех обычно знанием отдельных положений кодексов законов о труде, о браке и семье, а также некоторых норм административного и гражданского права и пенсионного законодательства". Как верно замечает В. В. Лазарев, было бы "утопичным желание сделать каждого гражданина юристом", но без преодоления юридической безграмотности невозможно повышение качества правового сознания.

В народе настойчиво культивировалось правило: то, что исходит сверху, от властей, то и есть право. Многие воспринимали право как "отвечающую интересам властных структур преимущественно принудительную и даже карательную форму воздействия на поведение людей". Право трактовалось как средство, орудие, инструмент, способ оформления политических решений, а не как самостоятельная историческая, социальная и культурная ценность. Оно считалось "неполноценной и даже ущербной формой социальной регуляции лишь на время и в силу печальной необходимости, заимствованной у прежних эксплуататорских эпох".

Статистические данные также свидетельствуют о том, что ежедневно принимается и вступает в силу более десяти нормативных правовых актов, в то время как мировая практика показывает, что качественный законопроект требует многолетней разработки, тщательной правовой экспертизы. Поэтому наряду с "правовой инфляцией" не менее значимым средством для формирования положительного отношения к праву является качество нормативных правовых актов.

Таким образом, комплекс мер по реальному исполнению обязанности государства по защите и обеспечению прав и свобод человека, повышения уровня его социально-правовой защиты, правовой безопасности является одним из возможных способов качественного изменения правового сознания. В него могут входить меры и правового, и неправового характера.

Идеи и ценности правовой государственности стали одним из главных ориентиров в осуществлении крупномасштабных преобразований во многих государствах, в том числе и в Республике Беларусь. Для построения правового государства, реального воплощения его принципов в жизнь общества требуется совершенствование как всей правовой сферы, так и отдельных, составляющих ее, элементов. Достижение надлежащего качественного состояния правовой сферы - один из шагов по приближению к идеалу правового государства.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также:

Основания для отказа в праве на реабилитацию
Основания для отказа лицу в праве на реабилитацию, указаны в части 4 ст. 133 УПК РФ, к ним относятся, когда примененные в отношении лица меры процессуального принуждения или постановленный обвинительный приговор отменены или изменены ввиду: а) издания акта об амнистии; б) истечения сроков давности; ...

Законодательная инициатива Президента России
Анализируя право законодательной инициативы Президента, можно согласиться с мнением профессора С.А. Авакьяна, который приводит следующие доводы. Во-первых, Президент по Конституции РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие всех органов государственной власти (ст. 80). И если о ...

Формы и виды права собственности по российскому законодательству
В соответствии п. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. При изучении данной статьи можно проследить, что Конституция РФ указывает на собственность, а не на право собственности, но в да ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2019 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru