Право и закон » Особенности уголовной ответственности за невыплату заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и иных выплат » Социальная обусловленность уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства

Социальная обусловленность уголовной ответственности за нарушение трудового законодательства

Страница 3

Мир обычного права казахов велик, историография его обширна и разнообразна. Десятитомная энциклопедия "Қазақтың ата заңдары" – тому свидетельство. Кроме того, существует большое количество отдельных монографий, коллективных трудов, статей и выступлений, рассматривающих с разных точек зрения феномен обычного права казахов. Это право представляет собой совокупность юридических норм и обычаев, регулирующих различные правовые отношения казахского общества в прошлом. Главным источником казахского обычного права является веками создававшийся и совершенствовавшийся устный обычай "адат". Однако в течение времени источники казахского обычного права изменялись.

Под словом "адат" ("адет") понимают вообще обычай народа. Обычное право в виде юридических норм входит в "адат" и составляет как бы его концентрированное выражение. Судебные приговоры, решения наиболее авторитетных и знаменитых биев ("бийдин билиги") приобретали значение обязательного для решения аналогичных дел судебного прецедента и включались в состав действующих норм обычного права. Другой формой правотворческой деятельности судей (биев) являлись так называемые "ереже" – положения, принимаемые судами биев о том, какими именно нормами обычного права они будут руководствоваться при рассмотрении определенных судебных дел. Эти руководящие постановления сами затем становились источником права. "Ереже", как правило, содержали и новые формы материального права.

Таким образом, нормы обычного права постоянно пополнялись и совершенствовались в процессе судебной деятельности ханов, султанов и особенно биев. Обычаи систематизировались в уложения, как, например, "Жетi-Жаргы" и другие правовые памятники, собирались и интерпретировались известными знатоками бийских установлений и решений, становясь достоянием сказителей, хранителей сказаний и обычаев, пропагандировались идеологами, аксакалами. Практика суда биев дополняла и уточняла нормы обычного права и являлась важным формообразующим источником права, но эта практика суда биев до XIX в. не оформлялась в письменном виде, что открывало возможности для любых решений в правоприменительной практике. Бии ссылались на авторитет своих известных предшественников, особенно на Толе-бия, Айтеке-бия, Казыбек-бия, вплоть до Майкы-бия.

Обычное право, как и право вообще, разделяется на материальное и процессуальное. Материальные нормы казахского обычного права в современной юридической и исторической литературе изучены достаточно широко и освещены в ряде монографий, учебников и научных статей. Процессуальное же право, а именно порядок организации и проведения судебного процесса судом биев, его основные этапы, понятия элементы и институты требуют более пристального рассмотрения.

"Уникальность казахского права состояла в том, что оно, рожденное в рамках кочевой цивилизации, воплотило в себе многие ценностные черты и оптиумы человеческих мечтаний и человечности этой эпохи. В этом плане оно по праву может и должно занять достойное место в мире исторически значимых правовых систем."[24].

Главным источником казахского феодального права был веками создававшийся устный обычай – адат. Такая форма права более всего соответствовала особенностям экономического и политического развития казахского общества, в течение многих веков ведущего кочевой образ жизни, при почти сплошной неграмотности населения. Обычное право отличалось архаичностью и противоречивостью, что предоставляло большие возможности для самого произвольного его толкования.

Наиболее значительной до присоединения Казахстана к России была кодификация обычаев, предпринятая при Тауке-хане. Созданная им Жеты-Жаргы (Семь уложений) не была писаным правом, а представляла собой собрание устных пословиц и изречений, которые обязан был знать каждый бий-судья и вообще всякий старшина и аксакал казахских родов, отделений и аулов. Целью создания Жеты-Жаргы было стремление ханской власти и феодалов устранить из казахского обычного права некоторые нормы, могущие служить интересам народных масс, и утвердить авторитетом хана и наиболее выдающихся биев нормы, выражающие откровенно классовые интересы феодалов.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8

Смотрите также:

Понятие и сущность преступления совершенного по неосторожности
Неосторожность является самостоятельной формой вины, которая в отличие от умысла связана с негативным отношением лица к наступившим преступным последствиям. Уголовное законодательство любого развитого государства считает преступления связанные с лишением жизни человека наиболее тяжкими преступления ...

Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственных предприятий
Нормативная денежная оценка земель сельскохозяйственных предприятий исчисляется по формуле 3. Дифференциальный рентный доход на пахотных землях, землях под многолетними насаждениями, природными сенокосными угодьями и пастбищами в сельскохозяйственных предприятиях исчисляется по формуле: Рдн(р) х Рд ...

Правовая природа участия прокурора
Вопрос о правовой природе участия прокурора в гражданском судопроизводстве в литературе является дискуссионным При этом, участвуя в гражданском процессе, прокурор защищает интересы законности, права и интересы граждан и организаций. Вступая в гражданский процесс, становясь субъектом гражданских про ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru