В философии под словом «определить» понимается соотнести с чем-то, составить представление о вещи по отношению к другим вещам, определенным заранее. Отсюда следует, что выполнить поставленную задачу, Т.е. определить что такое иск, можно лишь с помощью других понятий, содержание которых заранее известно. Отказаться от термина «иск» полностью, как предлагает Р.Е. Гукасян, нецелесообразно, потому что пришлось бы переделывать большую часть гражданских процессуальных норм, в частности, возник бы вопрос о названии в ГПК подраздела «Исковое производство». Конечно, можно было бы вместо словосочетания «право на иск» использовать «право на обращение в суд», но замена термина «иск» на «требование» приведет к тому, что на месте «Искового производства» появится «Производство по требованию», «Требовательное производство», что, помимо прочего, просто режет слух. Таким образом, речь может идти о замене в некоторых случаях этого термина на близкий ему по смыслу конкретной статьи.
Заменив термин иск и производные от него, не представится возможным назвать истца - «истцом», производство «исковым» и Т.п. Сложно будет отделить производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений и особое производство от «искового» (которое, по мнению Р.Е. Гукасяна, мы не вправе называть исковым), а это приведет еще к большей путанице. Следовательно, понятие «иск» необходимо определить, а не отказаться от него.
Определение понятия иска должно отвечать не только фактически сложившейся законодательной и судебной практике, но и правилам логики.
Не вызывает сомнения тот факт, что иск неразрывно связан с судебной деятельностью, судебным процессом, судебной защитой,'' вне суда нет и не может быть искового процесса, иска. А. А. Добровольский и его последователи применяли термин «исковой» не только к судебному, но и «иному процессуальному порядку» по той причине, что существовал Арбитраж, ФЗМК, товарищеские, третейские суды, КТС и т.п.
Рассмотрение каждого из этих юридических органов, упоминаемых А.А. Добровольским, приводит к следующим выводам:
третейские и арбитражные органы - суды (таковыми их называет ч. 1 СТ. 11 ГК РФ), а значит и производство в них судебное и ими осуществляется судебная защита гражданских прав; хотя, бесспорно, исковая форма в третейском, арбитражном судах отличается некоторым образом от исковой формы в судах гражданской юрисдикции;
ФЗМК сейчас не существует;
КТС рассматривает споры не по правилам искового производства - «арбитры» зачастую находятся в служебной зависимости от одной из сторон (администрации предприятия), процедура рассмотрения дел сильно упрощена, по окончании разбирательства и вынесения решения возможно обращение в другие компетентные органы (суд) за разрешением того же спора между теми же сторонами.
В несудебный юридический орган можно подавать жалобу, заявление, но не исковое заявление. Неслучайно процессуалисты к числу субъективных предпосылок возбуждения судопроизводства относят наряду с утверждением одного из участников гражданского правоотношения о наличии между ним и ответчиком правовой связи и спора, внесение данного спора заинтересованным лицом на рассмотрение суда путем подачи искового заявления. В 70-е гг. предлагалось распространить исковой порядок на споры, разрешаемые некоторыми общественными организациями в соответствии с предоставленной им компетенцией, но законодательного закрепления это предложение не получило. Следовательно, исковой процесс был и остается чисто судебным.
Процессуальный порядок соединения уголовных дел
В теории уголовного процесса правила определения суда, которым должно рассматриваться соединенное (объединенное) уголовное дело, целым рядом авторов называется признаком подсудности по связи дел. При этом многими данный признак ставится в один ряд с родовым (предметным), территориальным (местным) и ...
Физические лица, подлежащие административной ответственности
Граждане Российской Федерации, иностранные граждане, апатриды (лица без гражданства), достигшие на момент совершения административного правонарушения возраста, при достижении которого наступает административная ответственность, и совершившие административно - правовое нарушение на территории Новоси ...
Исполнение и ответственность за неисполнение или
ненадлежащее исполнение государственного или муниципального контракта и
договора поставки товаров для государственных или муниципальных нужд
Исполнение государственного или муниципального контракта осуществляется в соответствии с правилами, предусмотренными ст. 506 - 523 ГК о договоре поставки. В п. 2 ст. 531 ГК лишь оговаривается, что при поставке товаров для государственных или муниципальных нужд покупателям, указанным в отгрузочной р ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).