Положение от 26 ноября 2002 г. целесообразно дополнить нормой, устанавливающей порядок регулирования трудового отношения с преподавателем в случае, когда он по объективным причинам не может участвовать в конкурсе, если конкурс объявлен по той должности, которую он занимает. Такая ситуация возникает, например, в отношениях с вузом беременной женщины или женщины, находящейся в отпуске по беременности и родам; женщины, находящейся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет; у преподавателей, пребывающих в длительных загранкомандировках.
Более того, прохождение конкурса для избрания на новый срок, беременных женщин и женщин, находящихся в отпуске по беременности и родам, может ещё более осложнить анализируемую ситуацию. Как известно, вопрос об избрании решается коллегиально, тайным голосованием и нет гарантий, что указанные работницы обязательно будут избраны на новый срок. В указанных случаях у женщины обычно снижается эффективность работы, поэтому вполне могут быть объективные данные для отрицательного решения ученого совета вуза (факультета) о её избрании на очередной срок.
Законодатель в указанных и аналогичных случаях должен предоставить ректору право на заключение нового срочного договора (без проведения конкурса) на срок до 3-х лет. После возвращения преподавателя (из отпуска, командировки) на работу вуз обязан объявить конкурс на замещение соответствующей преподавательской должности. В этом случае преподаватель может участвовать в конкурсе на общих основаниях.
Предлагаемые дополнения в Положение от 26 ноября 2002 г., позволили бы избежать негативных последствий в тех случаях, когда конкурс на преподавательскую должность проводится в отсутствии по уважительной причине реального претендента на нее (ранее уже избиравшегося на эту должность). Если же конкурс проводится и избирается кандидат "со стороны" (что наиболее вероятно), то прежде, чем уволить преподавателя в связи с истечением срока трудового договора (п. 2 ст. 77 ТК РФ), работодатель обязан ему предложить другую, имеющуюся в вузе работу.
Возможен и другой вариант - с вновь принимаемым на работу прошедшим по конкурсу лицом можно заключить трудовой договор на более короткий срок или с условием до возвращения из командировки или отпуска по уходу за ребенком ранее занимавшего эту должность преподавателя.
На практике эта проблема в вузах решается (а вернее сказать не решается) по-разному. Как правило, если срок трудового договора заканчивается в период отсутствия преподавателя по указанным выше уважительным причинам, то вуз не проводит конкурс и не заключает с ним новый срочный трудовой договор. После выхода преподавателя на работу ректор объявляет конкурс и в случае избрания лица, ранее занимавшего эту должность, с ним заключается новый трудовой договор на срок избрания (до 5-ти лет). Если будет избран кандидат "со стороны", то преподавателя увольняют по п. 2 ст. 77 ТК РФ (истечение срока трудового договора), что не соответствует истине, ибо срок этого договора истек значительно раньше, в период отсутствия преподавателя на работе. Более того, если после истечения срока ни одна из сторон трудового договора не потребовала его прекращения, то трудовые правоотношения между ними фактически продолжаются и действие срочного трудового договора считается продолженным на неопределенный срок (ст. 58 ТК РФ) на тех же условиях. Такая практика может привести к определенным проблемам, разрешить которые будет достаточно сложно. Для избежания этого необходимо, чтобы ректор вуза строго соблюдал как общие, так и специальные нормы законодательства о труде. В специальных нормативных актах, например, в ФЗ об образовании следовало бы предусмотреть правовой механизм, позволяющий минимизировать для преподавателей негативные правовые последствия в анализируемой ситуации.
В нормативном порядке также необходимо установить, что время пребывания преподавателя на выборной должности не должно засчитываться в срок его предыдущего избрания на преподавательскую должность. В таких случаях можно было бы говорить о приостановлении действия срочного трудового договора преподавателя с вузом. Конструкция приостановки срочного трудового договора (широко используемая в зарубежных европейских правопорядках [47, с. 177]) означает временное освобождение преподавателя от выполнения своей трудовой функции, указанной в договоре, при сохранении трудового правоотношения с вузом. Срок действия срочного трудового договора приостанавливается на время, в течение которого преподаватель по уважительной причине освобожден от работы, указанной в его трудовом договоре. Расторжение трудового договора по инициативе вуза в этот период невозможно, за исключением случаев ликвидации вуза или форс-мажора. Эту конструкцию можно будет применять не только при уходе преподавателя на выборную должность, но и по другим основаниям: по взаимной договоренности сторон; в связи с длительной болезнью, призывом на военную службу; в связи с заключением преподавателя под стражу в результате возбуждения уголовного дела (до вынесения судом приговора); командирование преподавателя на длительный срок для работы в зарубежном вузе. Вузы действительно оформляют загранкомандировки, хотя в большинстве случаев преподаватель по личной инициативе находит себе работу за рубежом и к вузу (с его собственными образовательными интересами и направлениями деятельности) она нередко не имеет никакого отношения.
Теоретические основы деятельности социальных работников в пенитенциарной
сфере
Наиболее интенсивное развитие социальной работы в Казахстане, началось в конце 90-х гг. XX столетия. На современном этапе развития социальной работы в Казахстане большое значение имеет разработка её теоретических основ. Существует несколько моделей теоретического обоснования практики социальной раб ...
Гарантии охраны труда женщин и несовершеннолетних
Одним из наиболее важных средств обеспечения реализации права работника на охрану труда являются правовые гарантии. Без создания системы гарантий невозможно обеспечить беспрепятственное пользование правами. Для более полного уяснения вопроса обратимся к анализу понятия и сущности гарантий в целом. ...
Виды правоотношений
Приступая к рассмотрению данного вопроса нужно отметить, что юридической наукой используется довольно широкий спектр оснований для классификации правоотношений. Правовые отношения могут классифицироваться по различным основаниям. Так белорусские ученые А.Ф.Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).