Судебная экспертиза представляет собой произвольное действие, направленное на установление обстоятельств уголовного дела и состоящее в проведении исследования на основе определенных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле и доле заключения экспертом по поручению органов дознания, прокурора и суда.
Объектами судебно-бухгалтерской экспертизы являются первичные и сводные документы бухгалтерского учета, содержащие фактические данные, необходимые для дачи заключения. В процессе исследования могут использоваться сведения из актов документальных ревизий, заключений экспертов других специальностей, показаний обвиняемых, свидетелей, а также из иных материалов дела, если эти сведения предоставляются в качестве исходных данных для исследования бухгалтерских документов. Однако эксперт не может по собственной инициативе исследовать документы, не находящиеся в деле. При этом некоторые материалы (например, протоколы допросов свидетелей и обвиняемых, заключения экспертов), являясь объектами исследования эксперта-бухгалтера, могут не быть объектами документальной ревизии.
Необходимость охраны и защиты имущественных интересов государства, экономических субъектов и граждан обусловливает антикриминогенную направленность финансового контроля, осуществляемого правоохранительными органами России в целях выявления, раскрытия и расследования преступлений в экономической и налоговой сферах.
Механизм его действия основан главным образом на использовании защитных свойств, объективно присущих бухгалтерскому и налоговому учету. С помощью контроля срабатывает охранительная функция учета, выявляются многие признаки и следы совершенных экономических преступлений.
Причины низкой эффективности контроля (как объективные, так и субъективные), способствующие возникновению и несвоевременному выявлению экономических и налоговых правонарушений, находятся в зоне деятельности правоохранительных органов и входят в предмет доказывания по многим категориям расследуемых уголовных дел. Все действия по выявлению, расследованию и доказыванию правонарушений в экономической сфере относятся к текущему и последующему финансовому контролю.
Вопросы несоответствия данных бухгалтерского учета разрешаются судебно-бухгалтерской экспертизой. Ее предмет образуют закономерности возникновения, обнаружения и использования судебно-бухгалтерской информации в практике выявления и доказывания преступлений. Указанная экспертиза исходит из предпосылки объективности отражения в данных бухгалтерского учета и отчетности любых преступных действий, совершаемых в процессе или под видом законных хозяйственных операций. Объективность такого отражения неизбежно обеспечивает достоверность судебно-бухгалтерской информации как системы признаков преступных действий, обнаруживаемых при исследовании учетно-экономической информации.
Кроме того, с помощью заключения эксперта-бухгалтера по имеющимся в деле материалам могут быть установлены новые факты, выявление которых требует специальных бухгалтерских знаний.
Таким образом, судебно-бухгалтерская экспертиза, безусловно может быть отнесена к видам финансового контроля, осуществляемого правоохранительными органами в сфере противодействия экономической и налоговой преступности.
В правоохранительной деятельности, связанной с выявлением и расследованием экономических и налоговых правонарушений, в настоящее время используются практически все существующие виды контрольно-финансовой деятельности: документальная ревизия, аудиторская проверка, судебно-бухгалтерская экспертиза и налоговая проверка.
Основным отличием экспертизы от других видов финансово-хозяйственного контроля является ее процессуальное значение. Налоговая или аудиторская проверка, ревизия не являются процессуальными действиями, а представляют собой реализацию контрольных функций уполномоченными органами; они существуют независимо от наличия или отсутствия уголовного дела. Напротив, судебно-бухгалтерская экспертиза не может существовать вне уголовного дела, поскольку представляет собой процессуально-правовую форму использования специальных знаний.
Права и обязанности государственных служащих
Аналогичная позиция прослеживается и у другого автора — ДМ. Овсянко, который считает, что «на государственных служащих распространяется законодательство о труде, поскольку соответствующего специального нормативного акта в административном праве пока нет»[10]. Данную точку зрения разделяет также Д.Н ...
Федеральные органы государственной власти с особым статусом
Как в любом государстве, в Российской федерации существуют органы государственной власти, которые не входят ни в одну из трех властей – законодательную, исполнительную и судебную. В то же время эти органы создаются и действуют в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами. По своему стат ...
Содержание общего имущества МКД
Согласно ч. 1 ст. 39 ЖК РФ собственники помещений несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме. Вне зависимости от того, на каком этаже расположена квартира и сколько человек в ней проживает, собственники помещений обязаны оплачивать содержание, техническое обслуживани ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).