Следует отметить, что деление норм права на материальные и процессуальные идет из пандектной системы, созданной в XVIII–XIX вв. германскими правоведами на базе проведенной ими всеохватывающей («пандектной») систематизации источников римского частного права (прежде всего, Юстиниановых Дигест). Ее основным достижением и характерной особенностью стало, во-первых, выделение Общей части, а также четкое обособление вещных прав от обязательственных (впервые последовавшие в Саксонском гражданском уложении 1863 г.) и разделение материальных и процессуальных норм. По такой системе построено Германское гражданское уложение 1896 г. Оно стало базой для развития германской системы, с теми или иными модификациями использованной в Швейцарии, Австрии и ряде других государств, а также в России.
По методу правового регулирования нормы права классифицируются на императивные, диспозитивные, поощрительные, рекомендательные.
Императивные нормы – категорические, строго обязательные, не допускающие отступлений и иной трактовки предписания.
В гражданском законодательстве имеется значительное количество общеобязательных, императивных норм, не допускающих никаких отступлений от своего содержания (особенно при определении статуса субъектов и режима объектов гражданских правоотношений, а также содержания вещных и исключительных прав). Более того, в случае сомнения в юридической природе конкретной гражданско-правовой нормы следует исходить из ее императивного характера, ибо диспозитивность должна быть прямо, недвусмысленно выражена в ней, будучи все-таки особенностью, а не общим правилом правового, в том числе гражданско-правового, регулирования.
Подробный анализ норм ГК РФ позволил выделить две основные группы причин-сфер императивного регулирования в рамках гражданского права.
Во-первых, это причины, обусловленные природой гражданско-правовых отношений в целом:
1) закрепление экономической свободы и определение ее границ в целях предотвращения экономического произвола;
2) необходимость обеспечения дозволительности и диспозитивности гражданско-правового регулирования и достижение определенности гражданских правоотношений;
3) регулирование специфических, имеющих особое значение, гражданско-правовых отношений: владения, пользования, распоряжения отдельными объектами гражданских прав, отношений между экономически неравными субъектами, отношений по обеспечению свободной конкуренции, отношений внешней торговли, обязательственных отношений с участием публичных образований.
Во-вторых, обусловленные технико-юридическими моментами:
1) необходимость закрепления значения основных категорий гражданского права;
2) необходимость введения определенных процедур (порядок заключения и расторжения договоров, регистрации прав и др.).
Перечисленные области общественных отношений можно рассматривать в качестве сфер, применение императивного регулирования к которым позволит добиться максимального эффекта и найти оптимальный баланс частных и публичных интересов в обществе. В этой связи положения ГК РФ можно признать в целом соответствующими международной практике использования императивности при регулировании гражданско-правовых отношений. Кроме того, выработаны некоторые предложения по совершенствованию правового регулирования в данных областях.
Думается, существует еще одна группа отношений, которые должны быть урегулированы императивно – это отношения по поводу публичной собственности.
Диспозитивные нормы предписывают вариант поведения, но при этом предоставляют субъектам возможность в пределах законных средств урегулировать отношения по своему усмотрению.
Принцип диспозитивности в гражданском праве означает возможность участников регулируемых отношений самостоятельно, по своему усмотрению и в соответствии со своими интересами выбирать варианты соответствующего поведения. Так, они в подавляющем большинстве случаев самостоятельно решают, вступать или не вступать в те или иные гражданские правоотношения, требовать или не требовать исполнения обязательств контрагентом, обращаться за судебной защитой своих прав или нет и т.д. При этом отказ от осуществления или защиты своего права обычно не ведет к его обязательной утрате (п. 2 ст. 9 ГК РФ). Диспозитивная норма обычно содержит определенное правило поведения, снабженное оговоркой «если иное не установлено договором», которая и позволяет сторонам урегулировать свои отношения иначе, нежели это по общему правилу предусматривает закон.
Рекомендации по организации и осуществлению социальной защиты
сотрудников ОВД в УМВД по Калужской области и членов их семей
Анализ реализации гарантированных государством мер по социальной защите личного состава в территориальных органах внутренних дел показал, что несмотря на существующие трудности и проблемы, в большинстве из них не прекращается работа по обеспечению предусмотренных установленных законодательством пра ...
Учение о государственных функциях
Учение о государственных функциях сложилось в западном государствоведении под исключительным влиянием культа законности в государстве. Это чисто политическое учение требовало, чтобы основной и главной деятельностью государства было издание законов как общих норм. Все остальные деятельности госуд ...
Процедуры участия субъектов Федерации в федеральном
законодательном процессе
Что касается предметов совместного ведения, то здесь действует общее правило, устанавливающее, что если в течение 14 дней федеральный закон не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным. Это положение ч. 4 ст. 105 Конституции РФ характеризует верхнюю палату как институт участия су ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).