Понятие и система правоохранительных органов

Страница 3

В возможности применения мер непосредственного принуждения, которое не требует издания каких-либо правовых актов (постановлений, определений, поручений, протоколов и т.п.), предваряющих их употребление, и осуществляется непосредственно должностными лицами, и состоит одно из отличий правоохранительных органов от других органов государства. Полиция «действует путем непосредственного принуждения. Она не выносит решений, предваряющих применение силы, каких-либо постановлений о применении насилия. Она просто его осуществляет. В праве применять в целях пресечения правонарушений непосредственное принуждение, силу, причем в широком смысле ‑ от простого прикосновения до насильственного лишения жизни и обнаруживается социальная и правовая сущность, назначение всех правоохранительных органов. В то же время, полемизируя с Ю.П. Соловьем, полагаем, что только «право на силу» не может с достаточной степенью полноты характеризовать конкретный орган как правоохранительный (полицейский), для этого необходима совокупность признаков.

Как представляется, должностные лица органов, относящихся к числу правоохранительных (полицейских), должны обладать, как минимум, следующими правами, позволяющими им исполнять возложенные на них государством обязанности по пресечению правонарушений:

а) доставлять, задерживать граждан, производить досмотр (осмотр), изъятие;

б) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, дознание;

в) применять полицейскую силу (или ‑ что одно и то же ‑ меры непосредственного принуждения ‑ физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную (полицейскую) технику).

Причем права доставления, задержания в совокупности с правом применения полицейской силы, на наш взгляд, играют главенствующую роль в обеспечении выполнения возложенных на правоохранительные органы обязанностей. В целом же, совокупность очерченных полномочий является минимально достаточной для определения органа, должностным лицам которого они предоставлены, как правоохранительного или полицейского.

Проблема также состоит в том, какие государственные органы относить к числу правоохранительных. Есть авторы, рассматривающие органы судебной и исполнительной власти (с учетом специфики позиции о месте суда в системе правоохранительных органов), и относящие к их числу: суд, прокуратуру, органы, юстиции, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, налоговую службу и налоговую полицию (последняя упразднена), органы обеспечения безопасности. Есть точка зрения, дополняющая перечень этих органов таможенными.

Существует более широкий подход к системе правоохранительных органов, когда в их перечень включают: уполномоченного по правам человека, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В литературе иногда своеобразно раскрывается раздел «Судебная власть»; так, согласно одной из существующих точек зрения, в разделе «Судебная власть РФ» рассматриваются: третейские суды, Европейский суд по правам человека и органы прокуратуры. Здесь же дана характеристика системы церковных судов, действующих в Русской православной церкви.

В то же время существует позиция включения в число правоохранительных органов всех ветвей власти. Например, есть авторы, полагающие, что в систему правоохранительных органов входят:

а) ведущие правоохранительные органы государственной власти РФ: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ;

б) судебная власть и ее органы, включая прокуратуру РФ и Следственный комитет РФ;

в) правоохранительные органы исполнительной власти: МВД РФ, ФСБ РФ, Минюст РФ, ФСИН РФ, ФССП РФ, таможенные органы, ФСКН РФ;

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Топология интегральной микросхемы: понятие и права на нее
Согласно п. 1 ст. 1448 ГК РФ, топологией интегральной микросхемы является зафиксированное на материальном носителе пространственно-геометрическое расположение совокупности элементов интегральной микросхемы и связей между ними. При этом интегральной микросхемой является микроэлектронное изделие окон ...

Изменение и расторжение договора поставки
Одним из последствий неисполнения либо ненадлежащего исполнения договора поставки при определенных условиях может служить реализация соответственно поставщиком или покупателем прав на односторонний отказ от исполнения договора. Это допускается в случае существенного нарушения договора одной из стор ...

Специфика бюджетного процесса в муниципальном образовании
Основной бюджетно-финансовой категорией бюджетных отношений выступает бюджетный процесс. Как организационно-финансовую категорию бюджетный процесс необходимо рассматривать с двух позиций: узкой (технической, юридической) и широкой (экономической). С узкой позиции бюджетный процесс представляет собо ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2021 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru