Понятие и система правоохранительных органов

Страница 3

В возможности применения мер непосредственного принуждения, которое не требует издания каких-либо правовых актов (постановлений, определений, поручений, протоколов и т.п.), предваряющих их употребление, и осуществляется непосредственно должностными лицами, и состоит одно из отличий правоохранительных органов от других органов государства. Полиция «действует путем непосредственного принуждения. Она не выносит решений, предваряющих применение силы, каких-либо постановлений о применении насилия. Она просто его осуществляет. В праве применять в целях пресечения правонарушений непосредственное принуждение, силу, причем в широком смысле ‑ от простого прикосновения до насильственного лишения жизни и обнаруживается социальная и правовая сущность, назначение всех правоохранительных органов. В то же время, полемизируя с Ю.П. Соловьем, полагаем, что только «право на силу» не может с достаточной степенью полноты характеризовать конкретный орган как правоохранительный (полицейский), для этого необходима совокупность признаков.

Как представляется, должностные лица органов, относящихся к числу правоохранительных (полицейских), должны обладать, как минимум, следующими правами, позволяющими им исполнять возложенные на них государством обязанности по пресечению правонарушений:

а) доставлять, задерживать граждан, производить досмотр (осмотр), изъятие;

б) осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, дознание;

в) применять полицейскую силу (или ‑ что одно и то же ‑ меры непосредственного принуждения ‑ физическую силу, специальные средства, огнестрельное оружие, боевую и специальную (полицейскую) технику).

Причем права доставления, задержания в совокупности с правом применения полицейской силы, на наш взгляд, играют главенствующую роль в обеспечении выполнения возложенных на правоохранительные органы обязанностей. В целом же, совокупность очерченных полномочий является минимально достаточной для определения органа, должностным лицам которого они предоставлены, как правоохранительного или полицейского.

Проблема также состоит в том, какие государственные органы относить к числу правоохранительных. Есть авторы, рассматривающие органы судебной и исполнительной власти (с учетом специфики позиции о месте суда в системе правоохранительных органов), и относящие к их числу: суд, прокуратуру, органы, юстиции, органы внутренних дел, органы предварительного расследования, налоговую службу и налоговую полицию (последняя упразднена), органы обеспечения безопасности. Есть точка зрения, дополняющая перечень этих органов таможенными.

Существует более широкий подход к системе правоохранительных органов, когда в их перечень включают: уполномоченного по правам человека, полномочных представителей Президента РФ в федеральных округах, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав.

В литературе иногда своеобразно раскрывается раздел «Судебная власть»; так, согласно одной из существующих точек зрения, в разделе «Судебная власть РФ» рассматриваются: третейские суды, Европейский суд по правам человека и органы прокуратуры. Здесь же дана характеристика системы церковных судов, действующих в Русской православной церкви.

В то же время существует позиция включения в число правоохранительных органов всех ветвей власти. Например, есть авторы, полагающие, что в систему правоохранительных органов входят:

а) ведущие правоохранительные органы государственной власти РФ: Президент РФ, Федеральное собрание РФ, Правительство РФ;

б) судебная власть и ее органы, включая прокуратуру РФ и Следственный комитет РФ;

в) правоохранительные органы исполнительной власти: МВД РФ, ФСБ РФ, Минюст РФ, ФСИН РФ, ФССП РФ, таможенные органы, ФСКН РФ;

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Законодательное регулирование
Изменения, произошедшие в социальном экономическом строе страны, внесли существенные коррективы во взаимоотношениях между заказчиком строительства и подрядчиками, выполняющие соответствующие работы. Объемы строительных работ, осуществляемых за счет бюджетных средств, значительно сократились. Инвест ...

Злоупотребление полномочиями. Деяния, нарушающие безопасность пользования транспортными средствами
Общественная опасность преступления состоит в том, что, злоупотребляя своими служебными полномочиями, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих и иных организациях, дезорганизуют нормальную работу тех структур, где они осуществляют свою деятельность, наносят вред общественным отношени ...

Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в трудовых отношениях
Закон об иностранных гражданах указывает, что иностранные граждане пользуются правом свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, а также правом на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной зак ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru