6) эта деятельность осуществляется не любым способом, а, как правило, посредством применения юридических мер воздействия.
С учетом данных признаков, под правоохранительной деятельностью следует понимать деятельность, осуществляемую специально уполномоченными государственными органами на основании закона и в исполнение его предписаний, при безоговорочном соблюдении установленных им процедур, с целью создания условий обеспечения законности и правопорядка, посредством решения особенных задач и выполнения закрепленных за ними функций через применение юридических мер воздействия.
К числу задач правоохранительной деятельности следует отнести: охрана и защита прав, свобод и законных интересов граждан и организаций; выявление, предупреждение и пресечение правонарушений; привлечение виновных в совершении правонарушений к ответственности.
Функциями правоохранительной деятельности являются: осуществление правосудия (включая конституционный контроль); прокурорский надзор; оперативно-розыскная деятельность; предварительное расследование; исполнение судебных актов и актов иных правоприменительных органов.
Анализ действующего законодательства позволяет сделать вывод о том, что правоохранительная служба сейчас осуществляется в таких федеральных органах власти, как: МВД России, ФСБ России, ФССП России, ФСИН России, ФСКН России, ФПС МЧС России, ФТС России, прокуратура России.
Если подойти формально, то только органы, в которых осуществляется правоохранительная служба, и можно называть «правоохранительными». Но такая трактовка представляется не совсем некорректной, так как правоохранительная служба является проявлением правоохранительной деятельности.
В то же время, как представляется, в правоприменительной деятельности должен использоваться именно такой перечень органов. В частности, при привлечении к уголовной ответственности по ст. 317 УК РФ, которой предусматривается ответственность за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, а перечня лиц, которые признаются таковыми в конструкции состава преступления не предусмотрено.
Думается, что под системой правоохранительных органов следует понимать совокупность органов государственной власти (судебной и исполнительной властей, прокуратуры), с присущими им задачами и функциями правоохранительного характера.
Исходя из сформулированного понятия правоохранительной деятельности, в систему правоохранительных органов входят:
1) суды;
2) прокуратура России;
3) федеральные органы исполнительной власти:
‑ Министерство внутренних дел России;
‑ Федеральная служба безопасности России;
‑ Федеральная служба судебных приставов России;
‑ Федеральная служба исполнения наказаний России;
‑ Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков России;
‑ Федеральная таможенная служба России;
‑ иные органы исполнительной власти, наделенные полномочиями по осуществлению предварительного расследования.
Таким образом, правоохранительный орган ‑ специально учрежденный государственный орган, целью деятельности которого является создание условий обеспечения законности и правопорядка посредством решения закрепленных за ним задач и выполнения одной или нескольких специфичных функций по охране и защите прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Квалификация договора подряда и его виды
Из легального определения договора подряда, содержащегося в п.1 ст.702 ГК следует, что данный договор является двусторонним, возмездным, консенсуальным. Он является двусторонним, так как подрядчик обязан выполнить определенную работу и сдать ее результат заказчику, и имеет право на вознаграждение, ...
Полномочия прокурора для реагирования на нарушения закона, администрациями
органов и учреждений, исполняющих наказание
Для выполнения задач по обеспечению законности при исполнении уголовного наказания, содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых органы прокуратуры наделены необходимыми полномочиями, которые конкретизированы в ст. 33 закона о прокуратуре. Прокурор вправе: Посещать в любое время органы и учреж ...
Определение административного правонарушения
Понятие административного проступка законодательно было впервые введено в 1980 году в Основах законодательства союза ССР и союзных республик об административных правонарушениях. Ст. 10 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях от 20 июня 1984 года давало следующее определение административн ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).