Понятие и система правоохранительных органов

Страница 2

Можно утверждать, что термин «правоохранительные органы» стал привычным настолько, что законодатель использует его как бы «автоматически», не удосуживаясь дать ему определения либо привести перечень органов, относящихся к правоохранительным.

Статья 317 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность граждан за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Перечня органов, относящихся к правоохранительным, либо толкования понятия «правоохранительный орган» УК не дает. Уголовно наказуемое деяние выражается в «посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа . в целях воспрепятствования законной деятельности . по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности .». Выделяя эти два тесно взаимосвязанных вида профессиональной деятельности (охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности), осуществление которых возложено, в частности, на сотрудников правоохранительных органов, подчеркнем, что законодатель, во-первых, придает им в данном случае первостепенное значение в деле сдерживания преступности на уровне, не представляющем угрозы нормальному, естественному развитию общества и государства, во-вторых, явно считает их основными функциями правоохранительных органов. Единственное имеющееся официальное толкование понятия «исполнение обязанностей по охране общественного порядка» обобщающей и в то же время наиболее конкретной их формой считает предотвращение или пресечение противоправных посягательств. Исполнение данных обязанностей в конкретизированном виде (в виде пресечения правонарушений) считаем важнейшим критерием выделения правоохранительных органов в системе исполнительной власти.

Подтверждением правильности приведенного рассуждения является нормативное определение правоохранительной службы, данное в законодательных актах самого последнего времени. Так, в статье 7 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» говорится: «Правоохранительная служба ‑ вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина». Полагаем, в данной формулировке «перевешивают» функции по обеспечению личной и общественной безопасности, правопорядка (понятие, близкое в контексте нормы к термину «общественный порядок»), по борьбе с преступностью.

Учитывая изложенное, попытаемся дать собственное определение понятия «правоохранительные органы». Деятельность правоохранительных органов, очевидно, немыслима без принуждения либо реальной возможности такого принуждения для достижения определенных целей (с точки зрения права ‑ исполнения обязанностей), главной из которых, по нашему мнению, является пресечение правонарушений. Принуждение, безусловно, присутствует в природе полномочий правоохранительных органов, но характеризует оно прежде всего их права. Правами же данные органы наделяются в целях выполнения обязанностей, которые первичны.

Государственное принуждение применяют многие государственные органы, оно разнообразно по формам и методам осуществления, однако непосредственное (т.е. прямое, не опосредованное каким-либо управленческим или процессуальным решением) принуждение доступно только правоохранительным органам. Например, должностные лица Федеральной налоговой службы имеют право обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. При отказе граждан допустить указанных должностных лиц к обследованию помещений налоговые инспекторы не имеют права применять силу. В подобных случаях силовые методы могут использовать лишь сотрудники полиции.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также:

Регистрация права на недвижимость как объективная необходимость гражданского оборота
Регистрация прав на недвижимое имущество представляет собой новую проблему для права нашей страны. Это признается практически всеми исследователями правового регулирования оборота недвижимого имущества. Однако всякий, кто обратится к истории вопроса, не может не признать относительность такой новиз ...

Понятие и виды договора страхования
Договор страхования - это соглашение между страховщиком и страхователем, в силу которого страховщик обязуется при возникновении страхового случая произвести страховую выплату страхователю или иному лицу, в пользу которого заключен договор, в пределах определенной договором страховой суммы, а страхо ...

Виды электронных сделок
Рисунок 1. Виды сделок Таким образом, по числу участвующих сторон сделки можно разделить на: Односторонние, Двусторонние, Многосторонние. В соответствии со статьей 154 Гражданского Кодекса Российской Федерации «односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными п ...

Формы современного государства

Формы современного государства

Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).

Категории

Copyright © 2025 - All Rights Reserved - www.rcsol.ru