Можно утверждать, что термин «правоохранительные органы» стал привычным настолько, что законодатель использует его как бы «автоматически», не удосуживаясь дать ему определения либо привести перечень органов, относящихся к правоохранительным.
Статья 317 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает уголовную ответственность граждан за посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа. Перечня органов, относящихся к правоохранительным, либо толкования понятия «правоохранительный орган» УК не дает. Уголовно наказуемое деяние выражается в «посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа . в целях воспрепятствования законной деятельности . по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности .». Выделяя эти два тесно взаимосвязанных вида профессиональной деятельности (охрану общественного порядка и обеспечение общественной безопасности), осуществление которых возложено, в частности, на сотрудников правоохранительных органов, подчеркнем, что законодатель, во-первых, придает им в данном случае первостепенное значение в деле сдерживания преступности на уровне, не представляющем угрозы нормальному, естественному развитию общества и государства, во-вторых, явно считает их основными функциями правоохранительных органов. Единственное имеющееся официальное толкование понятия «исполнение обязанностей по охране общественного порядка» обобщающей и в то же время наиболее конкретной их формой считает предотвращение или пресечение противоправных посягательств. Исполнение данных обязанностей в конкретизированном виде (в виде пресечения правонарушений) считаем важнейшим критерием выделения правоохранительных органов в системе исполнительной власти.
Подтверждением правильности приведенного рассуждения является нормативное определение правоохранительной службы, данное в законодательных актах самого последнего времени. Так, в статье 7 Федерального закона от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» говорится: «Правоохранительная служба ‑ вид федеральной государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан на должностях правоохранительной службы в государственных органах, службах и учреждениях, осуществляющих функции по обеспечению безопасности, законности и правопорядка, по борьбе с преступностью, по защите прав и свобод человека и гражданина». Полагаем, в данной формулировке «перевешивают» функции по обеспечению личной и общественной безопасности, правопорядка (понятие, близкое в контексте нормы к термину «общественный порядок»), по борьбе с преступностью.
Учитывая изложенное, попытаемся дать собственное определение понятия «правоохранительные органы». Деятельность правоохранительных органов, очевидно, немыслима без принуждения либо реальной возможности такого принуждения для достижения определенных целей (с точки зрения права ‑ исполнения обязанностей), главной из которых, по нашему мнению, является пресечение правонарушений. Принуждение, безусловно, присутствует в природе полномочий правоохранительных органов, но характеризует оно прежде всего их права. Правами же данные органы наделяются в целях выполнения обязанностей, которые первичны.
Государственное принуждение применяют многие государственные органы, оно разнообразно по формам и методам осуществления, однако непосредственное (т.е. прямое, не опосредованное каким-либо управленческим или процессуальным решением) принуждение доступно только правоохранительным органам. Например, должностные лица Федеральной налоговой службы имеют право обследовать с соблюдением соответствующих правил при осуществлении своих полномочий любые используемые для извлечения доходов либо связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения предприятий, учреждений, организаций и граждан. При отказе граждан допустить указанных должностных лиц к обследованию помещений налоговые инспекторы не имеют права применять силу. В подобных случаях силовые методы могут использовать лишь сотрудники полиции.
Классификация правовых систем
В основе классификации правовых систем на правовые блоки (семьи) лежат следующие критерии (признаки): исторические, идеологические, технико-юридические, стилевые, комплексно-юридические, культурно-правовые, религиозно-этнические, географические, расовые. На основе различных критериев - идеологии (р ...
Формирование правового сознания в государстве
Становление правового государства предполагает формирование качественно нового правового сознания. Общественным сознанием усваивалась мысль о второстепенной и нерешающей роли права. Главное - это экономика, политика, идеология, партийные лозунги, а не какие-то там правовые ценности, юридические нач ...
Конституция России 1993 года: краткий анализ и история принятия
Современный этап конституционного развития России связан, прежде всего, с ныне действующей Конституцией 1993 года. В рамках данной главы мы считаем целесообразным кратко остановиться на истории принятия этого важнейшего документа. Необходимость принятия нового Основного закона, как уже упоминалось ...
Любое государство, помимо его сущности и социального назначения, характеризуется также некоторыми внешними признаками. Совокупность его внешних характеристик, определяющих порядок формирования и осуществления государственной власти, административно-территориальное устройство, и составляет форму государства (или форму организации государственной власти).